Андросов АнтонПРИКАЗАНО ЗАБЫТЬ — ИСТОРИЯ КАТАСТРОФпроект документально-постановочного сериала
Мы предлагаем проект документально-постановочного сериала под условным названием «Приказано забыть — история катастроф». Предлагаемый нами проект принципиально отличается от уже существующих программ:
|
||
Все фильмы сериала объединяет то, что все события происходят в России (бывшем СССР) и/или связаны с россиянами. Каждая серия посвящена реконструкции событий, связанных с одной из недавно случившихся катастроф. Причем только тех катастроф, обстоятельства которых долго замалчивались властями и подробности которых до сих пор не получили внятного освещения. |
||
Почему катастрофы? Катастрофы и крупные аварии всегда привлекали внимание самого широкого зрителя. И поэтому нет ни одного телеканала, который в той или иной степени не прикасался к данной теме. Это и ныне существующие в российском эфире «Экстренный вызов» на ОРТ, «Катастрофы недели» на ТВ-6, «Случайный свидетель» на Рен-ТВ, еще недавно выходившие на СТС и РТР (и готовящаяся к возобновлению там же новая аналогичная программа совместно с МЧС) «Спасение 911». Поэтому такой сериал сразу бы привлек внимание самой широкой аудитории. |
||
Мы готовим два самостоятельных варианта разработки проекта. Выбор того или иного варианта зависит от текущей концепции канала и возможного места в сетке канала, заинтересовавшегося данным проектом. Хронометраж каждой серии - 52 минуты. |
||
|
|||||
Оба варианта предполагают:
Примером того, что часто используемая и хорошо известная тема может привлечь самое большое количество зрителей, доказывает сериал «Криминальная Россия», использующий самые известные и многократно побывавшие на ТВ криминальные случаи. (К сожалению, умело рассказанные истории про жуликов, бандитов, убийц, пусть даже пойманных и наказанных, создают у большого числа зрителей, особенно молодых, впечатление, что наш мир состоит из преступников, якобы это нормально.) И, тем не менее, сериал получает лучшие на НТВ рейтинги, так как это связано, в первую очередь, с формой подачи известного материала. |
||
Разработка детальных сценариев, а также тематический выбор известных документальных событий для экранизации целиком зависит от выбора способа реализации проекта - с одним или несколькими игровыми героями или ведущим (в кадре или за кадром). Авторы понимают, что выбор этого варианта связан с перспективной сеткой канала и текущими идеологическими задачами вещателя. Именно поэтому мы предлагаем лишь синопсис первой серии. |
||
СИНОПСИС И МАТЕРИАЛЫ К СЦЕНАРИЮ
Силуэты вращающихся локаторов только-только начинают различаться на фоне предрассветного советского неба.
5:16 1 сентября. Остров Монерон, пролив Лаперуза. 10 000м над уровнем моря. Сине-белый Боинг-747 монотонно гудит среди редких облачков в предрассветном небе. И только раз в 2 секунды красный свет навигационных «мигалок» Джамбо вычерчивает на его борту гигантскую надпись «Korean Air» на его фюзеляже. В тамбуре пилоты трепятся со стюардессами. За занавесом — в салоне погашен свет. Пассажиры спят, укрывшись пледами и закрыв пластиковыми шторами-задвижками иллюминаторы. Телевизор в салоне беззвучно вычерчивает маршрут самолета, высоту полета, время до посадки и температуру за бортом. В третьем ряду, у окна не спит девочка лет семи. Она приподнимает задвижку иллюминатора и вглядывается в ночь. Внезапно она видит еще один самолет - прямо напротив крыла Боинга. Девочка поворачивается к сидящей рядом маме и начинает ее толкать. Мать просыпается, слушает девочку, выглядывает в иллюминатор: в небе пусто. Тогда она закрывает иллюминатор, поправляет плед у дочери и смотрит на экран телевизора - до посадки еще 3 с половиной часа. Прежде чем уснуть, она мельком замечает, что пилоты, стоявшие в тамбуре, убегают в сторону кабины. Девочка снова освобождается от пледа, открывает шторку иллюминатора и смотрит в ночное небо, где она только что видела самолет. Со стороны неба ее головка хорошо видна в единственном освещенном иллюминаторе пассажирского гиганта. В этот момент ракета попадает в хвост Боинга. Из-за пламени взрыва, отрывающего хвост самолета, удар второй ракеты не виден. Видно только, что второй взрыв уничтожает крыло самолета.
7 лет спустя. 10:30. Москва. Редакция газеты «Известия». Кабинет главного редактора. Главред изучает материалы, которые положил ему на стол сидящий напротив журналист. Главред перелистывает страницу, смотрит на фотографии: — И это все? — Все. — Не много. Но хватит, чтобы сесть... Хватило бы тогда. А как ты собираешься найти остальное? — Через людей.
В основе сюжета данной серии лежит журналистское расследование, проведенное корреспондентами «Известий» Андреем Иллешем и Александром Шальневым в 1990 году. ..... |
||
В течение всего сентября 1983 года все советские газеты были полны пропагандистских статей о сбитом южно-корейском Боинге. Советский Союз вынужден был отчаянно защищаться. И хотя в самой стране мало кто представлял, что же случилось в небе над проливом Лаперуза, идеологическая кампания была очень мощной. В ней приняли участие такие известные сегодня люди: А.Бовин, М.Стуруа, С.Агафонов - ведущий журналист «Новых Известий», а тогда собкор «Известий» в Японии, А.Тихомиров - один из ведущих обозревателей ЦТ того времени. Кампания длилась чуть больше месяца, а затем неожиданно стихла. И хотя на Западе расследование продолжалось, в СССР об это было приказано забыть. Москва поняла, что она проиграла. Сопротивление размещению крылатых ракет в Европе, которая готовилась тогда к принятию первой партии американских «першингов», было немалым, и уничтожение советскими истребителями пассажирского самолета, без сомнения, несло в себе громадный заряд пропаганды. Ричард Бэрт, в то время помощник государственного секретаря, ознакомившись с телеграммами из-за рубежа, в которых давалась реакция общественности и прессы на случившееся, воскликнул: «Мы достали их! Достали сволочей!» |
||
А начался закат «империи зла» с Заявления ТАСС от 3 сентября 1983 года: В ночь с 31 августа на 1 сентября с.г. самолет неустановленной принадлежности грубо нарушил государственную границу и глубоко вторгся в воздушное пространство Советского Союза. Самолет-нарушитель отклонился от существующей международной трассы в сторону территории Советского Союза до 500 км и более двух часов находился над полуостровом Камчатка, районом Охотского моря и над островом Сахалин. В нарушение международных правил самолет летел без аэронавигационных огней, на радиосигналы советских диспетчерских служб не реагировал и сам никаких попыток установить такую связь не предпринимал. Естественно, что во время нахождения неизвестного самолета-нарушителя в воздушном пространстве СССР были подняты советские самолеты ПВО, которые неоднократно пытались установить с ним контакты с помощью общепринятых сигналов и вывести его на ближайший аэродром на территории Советского Союза. Однако самолет-нарушитель все это игнорировал. Над островом Сахалин по курсу его движения советским самолетом были даны предупредительные выстрелы трассирующими снарядами. Вскоре после этого самолет-нарушитель вышел за пределы советского воздушного пространства и продолжил полет в сторону Японского моря. Примерно десять минут он находился в зоне наблюдения радиолокационными средствами, после чего наблюдение за ним было потеряно... |
||
И вот что «удалось выяснить» корреспондентам «Известий»:
23:50 31 августа. Среда. Анкоридж. Аляска. Из летной гостиницы отъезжает служебный микроавтобус анкориджского аэропорта. Через 12 минут микроавтобус останавливается около здания аэропорта. 9 человек во главе с бывшим военным летчиком, а ныне капитаном международных рейсов корейской авиакомпании Korean Air Lines Чон Бюн Их проходят в служебное помещение аэропорта для получения полетного задания. Планерка проходит рутинно. Экипаж терпеливо выслушивает обычную предрейсовую информацию. Диспетчер монотонно объявляет: — Планируемое время вылета - 12:20 по Гринвичу 31 августа — 2:20 местного 1 сентября. 21:00 по Гринвичу 31 августа — в 6:00 по сеульскому времени — планируемое время прибытие в аэропорт Кимпхо, 8:40 — время в полете. Коридор R20. Высота полета FL31. Ветер в эшелоне - около 1 м/с вызовет увеличение скорости. Из-за этого рекомендованная задержка вылета - 30 минут. |
||
Тем временем Боинг-747 с бортовым номером НL7442 «Корейских авиалиний» завершает свой рейс Нью-Йорк — Анкоридж. Через 7 минут после приземления самолет паркуется у ворот 2 N в терминале «American Airlines», откуда отправляются рейсы в Сеул, в Южную Корею. На табло у ворот загорается надпись «Korean Air Lines -007». Перед тем как Боинг продолжил полет в Сеул рейсом KAL-007, у пассажиров было 40 минут, чтобы позвонить домой из телефонов-автоматов, выпить чего-нибудь в баре, да и просто пройтись и размяться после долгого полета. В терминале авиакомпании «Американ эйрлайнз», в группе пассажиров из шестнадцати стран, собравшихся в ту ночь, было двадцать три ребенка в возрасте до двенадцати лет. Среди пассажиров было 75 корейцев, 61 американец, 23 тайваньца, 28 японцев, 15 филиппинцев, 12 китайцев из Гонконга, 10 канадцев, 6 таиландцев. Двенадцать пассажиров летели первым классом. Отправлялись тем же рейсом и шесть служащих «Кориэн эйрлайнз» — члены одного из экипажей, возвращавшиеся в Сеул. Разные были пассажиры: кто-то летел в Корею, Японию, в Гонконг или в другие страны по делам бизнеса; кто-то навещать родственников или друзей; кто-то — на похороны близких; кто-то возвращался домой после каникул, проведенных в Соединенных Штаты. Были студенты и аспиранты, ехавшие учиться или учить; туристы, ждавшие знакомств с достопримечательностями. Был среди пассажиров член палаты представителей конгресса США: он опоздал на предыдущий рейс, поскольку самолет, которым ему пришлось добираться из Атланты, в штате Джорджия, до Нью-Йорка, из-за непогоды вынужден был совершить посадку в Балтиморе. Этот пассажир был членом делегации конгресса, которая в Сеуле должна была принять участие в торжествах по случаю тридцатилетия договора между США и Южной Кореей. |
||
12:51 31 августа по Гринвичу 23:51 — остров Сахалин 15:51 — Москва 3:51 — Анкоридж Двери самолета закрываются. Экипажу дано разрешение на буксировку от ворот. Около 8 минут самолет выруливает на полосу 32, где получает разрешение на взлет. Еще через 6 минут громада - авиалайнер исчезает в темноте ночного аляскинского неба. |
||
2:34 1 сентября — Камчатка 1:34 1 сентября — остров Сахалин 5:34 31 августа — Анкоридж 14:34 по Гринвичу Пункт гражданской службы Аляскинского воздушного контроля США. Именно здесь приборы зафиксируют запись разговоров диспетчеров: Эй, парни, там кто-то приближается к зоне противовоздушной обороны русских. — Не может быть, ты шутишь? — Надо предупредить его. — Надо было сразу передать информацию вместо того, чтобы ждать. — Не могут поверить... |
||
Боинг-747 входит в аляскинскую буферную зону. Ее координаты — 58 градусов северной широты, 180 градусов западной долготы — 60 градусов северной широты, 180 градусов западной долготы — 65 градусов северной широты, 169 градусов западной долготы — 72 градуса северной широты, 167 градусов западной долготы — 62 градуса 30 минут северной широты и 167 градусов западной долготы. Был ли он замечен военными радарами? В этой части «расследования» удастся выяснить только то, что военные и разведывательные службы не ведут наблюдения за судами гражданской авиации в северо-западном районе Тихого океана, за исключением тех случаев, когда надо откликнуться на призыв «SOS». Пилот «Боинга-747» сигналов «SOS» не подавал. |
||
16:34 31 августа по Гринвичу 3:30 1 сентября — остров Сахалин 7:30 31 августа — Анкоридж 4:30 1 сентября. Полуостров Камчатка. Расчет старшего лейтенанта РЛС ПВО ДВВО Олега Пахомова обнаруживает над Камчаткой неизвестный самолет-нарушитель. По команде Пахомова с камчатского аэродрома Елизово в воздух поднялся истребитель-перехватчик, пилотируемый майором Василием Казьминым. — Ни хрена себе, коломбина, — были первым сообщением пилота на землю, когда в темноте он догнал и разглядел нарушителя. На так называемом «рубеже возврата» Казьмин, выматерившись открытым текстом в эфир, поскольку внятных команд с земли не поступало, повернул свой самолет на базу. А «Боинг-747», не меняя курса и высоты, растворился в ночном небе над Охотским морем. Самолет Казьмина выруливал по посадочной полосе, когда разбуженный звонком дежурного, командующий Тихоокеанского флота В.В.Сидоров прибыл в штаб флота. Там его уже ожидали другие офицеры-штабисты. Здесь на командном пункте был развернут пост, получавший всю информацию о нарушителе. Когда самолет вышел в район Охотского моря, офицеры стали строить догадки: самолет будет уходить или через острова Курильской гряды, или через Сахалин. Последнее слово осталось за командующим флотом: «...нарушитель будет выходить через Курилы. Все средства привести в боевую готовность...» |
||
4:30 1 сентября. Остров Сахалин. Поселок «Сокол» — база ВВС ДВВО. Дежуривший в ту ночь майор Геннадий Осипович проснулся, чтобы проверить караул. Только оделся — звонок! Трубку поднял лейтенант Астахов, выслушал и очень по-будничному сообщил: — Вам — готовность номер один. Осипович пошел к самолету, на ходу соображая: «Почему готовность дана мне? Ведь есть уже в готовности молодой летчик...». Но, тем не менее, он быстро занял место в кабине самолета и доложил об этом. По радио подтвердили приказ - «быть в готовности №1». Время шло, новых команд — не поступало. Заметив, что расчехляют еще один самолет, Осипович еще раз удивился: «Что такое? Обычно американцы начинают шебуршить после одиннадцати, сейчас для них такая рань...» Наконец дали команду — «воздух». Майор запустил двигатель, включил фару, так как полоса еще не была освещена, и стал выруливать. По рации передали: «курс - море». Су-15 быстро набрал указанные восемь с половиной тысяч метров. Осипович почему-то был уверен: пустили контрольную цель, чтобы проверить дежурные средства, а заодно и пилотов. А его подняли как наиболее опытного. Прошло уже восемь минут полета. Вдруг по рации штурман наведения передает: «Впереди цель! Самолет-нарушитель режима полета. Идет встречным курсом». Однако ППС (передняя полусфера) почему-то не наводит машину Осиповича на эту цель. Вскоре ему сообщают новую команду: «Будем наводить заднюю полусферу.» «Сушка» ложится на обратный курс и, получив поправки в высоте, идет за нарушителем. Вскоре сквозь редкие облака Осипович увидел самолет-нарушитель — летящую впереди точку размером от двух до трех сантиметров. Но красные «мигалки» были заметны даже на таком расстоянии. Приблизившись, Осипович захватывает самолет-нарушитель бортовым радиолокационным прицелом. Тут же на панели загорается индикатор головок захвата ракет. Скорость неизвестного самолета была около тысячи километров в час. У Су-15 - тысячу двести. Выровняв скорости, Осипович завис на удалении тринадцать километров и доложил: — Цель — в захвате. Иду за ней. Что делать? Вдруг на экранах перед штурманом наведения точки обоих самолетов исчезли. Наземный расчет занервничал и стал запрашивать Су: «Ваш курс? ... Какова высота цели...» |
||
17:56 по Гринвичу. Остров Хоккайдо. Япония. Станция наземного слежения Вакканай. Автоматические приборы начали фиксировать переговоры русских в воздухе над Сахалином и Татарским проливом — хронометраж записи около 50 минут. |
||
Когда, наконец, самолеты подлетели к Сахалину, пилот Су-15 Геннадий Осипович получил с земли команду: «Цель нарушила государственную границу. Цель — уничтожить». Осипович включил форсаж — замигали индикаторы головок ракет. Су начал подходить к цели снизу. И вдруг в наушниках: «Отставить уничтожение! Выйти на высоту цели и принудить ее к посадке». Быстро перестроить самолет оказалось невозможно, тогда Осипович, уравняв скорость, стал мигать бортовыми навигационными огнями. Нарушитель не реагировал. До границы СССР оставалось около 15 километров. — Дайте предупредительные очереди, — поступает распоряжение с земли. Осипович дал четыре очереди, израсходовав более двухсот снарядов. Но следы бронебойных снарядов (а именно такими был оснащен в то утро Су-15 майора Осиповича) были абсолютно незаметны в предрассветном небе. На самолете-нарушителе, наконец, заметили мигающий советский перехватчик. Громадный аэробус начал снижать скорость. Где-то далеко внизу прошла береговая линия Сахалина. В это время с земли передают новую команду: — Цель — уничтожить!... |
||
Это был приказ командующего Дальневосточным военным округом генерала сухопутных войск Ивана Третьяка. В самый разгар расследования о произошедшем с южно-корейским боингом один из упомянутых нами журналистов ехал на своей машине, когда его резко подрезал мчащийся на огромной скорости автомобиль. Журналист, пытаясь избежать столкновения, резко крутанул руль. Машину закрутило и бросило на встречную полосу. Каким-то чудом машину спасло от удара с идущим навстречу МАЗом, но тут же она врезалась в старую «копейку-жигуль», выходивший в этот момент на обгон самосвала. Водитель «жигулей» погиб на месте. Подрезавший автомобиль скрылся. Никто даже не запомнил марку этой машины. Суд назначил журналисту наказание в виде 5 лет лишения свободы условно. |
||
Все снаряды у Осиповича практически закончились. Он начал думать о таране. Успел даже прокрутить в голове маневр - забраться на гигантский нарушитель сверху и сесть на него. Но потом появилась другая мысль ... ... Су-15 провалился на 2 тысячи метров вниз, включил форсаж и навскидку повел носом. Ракеты захватили цель. Расстояние между самолетами было около 5 километров. Только теперь Осипович смог по-настоящему рассмотреть нарушителя. Он был больше Ил-76, а по очертаниям чем-то напоминал Ту-16. Майор знал все военные самолеты, все разведывательные... Но этот не был похож ни на один из них... ... Первая ракета попала ему под хвост. Вспыхнуло желтое пламя. Вторая — снесла половину левого крыла. Тут же погасли огни и мигалки. Осипович отклонил свой перехватчик вправо и только теперь стал вслушиваться в эфир. — Наблюдаю воздушный бой! - это был голос с Миг-23, который следовал неподалеку сзади. Теперь земля начала наводить на цель этот Миг. Штурман наведения: — Цель идет на снижение. Миг-23: — Не вижу. — Цель идет на снижение. Высота цели — 5 тысяч метров. — Не вижу. И вдруг: — Цель с экрана исчезла. Осипович посмотрел на приборы — показатель аварийного остатка топлива утверждал, что керосина оставалось на десять минут полета. До аэродрома «Сокол» было 150 километров. |
||
18:26 по Гринвичу 13:26 31 августа. Вашингтон. 21:26 31 августа. Москва. 10:26 31 августа. Калифорния. 9:26 31 августа. Аляска. 3:26 1 сентября. Сеул. Токио. 4:26 1 сентября. Владивосток. 5:26 1 сентября. Остров Сахалин. Подбитый двумя ракетами, 747 падал около десяти минут. С разрушенным двигателем и отвалившимся крылом, он совершил два круга вокруг острова Монерон и вошел в воду со скоростью примерно равной звуковой. Ударом о воду самолет был буквально разодран в клочья — обломки не превышали размером одного-двух метров. |
||
Когда в штабе ВМС узнали, что самолет атакован и применено оружие, здесь стали анализировать место его возможного падения. Данные противовоздушной обороны заложили в ЭВМ и вычислили предполагаемые координаты падения самолета. Кораблям был отдан приказ идти в предполагаемый район. Несколько кораблей сразу двинулись туда полным ходом. |
||
21:00 по Гринвичу. 8:00 утра. Остров Сахалин. 6:00 утра. Сеул. Подошедшие в район корабли ВМФ сообщили, что видят на воде множество мелких предметов, предположительно — части разбившегося «Боинга». Это место не совпадало с определенным ЭВМ. Тогда Командующий приказал провести математический расчет, исходя из данных, полученных от ПВО и командира корабля. Учли при этом и возможные ошибки РЛС по пеленгу и дальности и получили площадь, внешне похожую на эллипс примерно двенадцать на восемнадцать километров. Район был очень засорен. Но течение в тех местах быстрое, и плавающие предметы неуклонно уносило на юг. В ход пошли тралы. Их было шесть. Затем шли несколько подводных лодок.
Аэропорт Кимпхо в Сеуле в 1983 году не работал по ночам. Именно это послужило причиной задержки вылета рейса 007 из Анкориджа - самолет должен прибыть в порт после 6 часов утра. Начинался рабочий день. Аэропорт начинал оживать - диспетчера, таможня, техники потихоньку занимали свои места. Когда открылись двери здания, встречавшие, а их собралось много, смогли, наконец, войти внутрь. Теперь они все столпились в зале прилетов.
Вернувшись из полка домой, майор Осипович не стал ложиться спать. Он вообще вызвался на ночное дежурство, чтобы освободить себе этот день. Было 1 сентября. Нужно было идти в школу. Его сын шел в первый класс, дочь - в восьмой. Именно ее классный руководитель пригласил его выступить на уроке мира.
Слова этого урока он повторит через два дня перед телекамерой группы Александра Тихомирова с Центрального телевидения, прибывшей на Сахалин в спешном порядке. .... В первой части данной серии «герой» выяснит, что же, на самом деле, произошло в небе над проливом Лаперуза утром первого сентября 1983 года, тем самым полностью развенчав официальную версию Советского Правительства о самолете-шпионе, шедшим тайно с потушенными огнями. |
||
Вторая часть первой серии будет посвящена установлению причин того, почему гражданский самолет сбился с пути и отклонился от установленного маршрута на 600 километров. В результате этого расследования будет подготовлен «журналистский» материал и реконструированы события последующих полутора месяцев. Здесь будет и заседание Совета Безопасности ООН 6 сентября, посвященное прослушаванию японской записи разговоров советских летчиков, и действия Рейгана и Москвы, и, конечно, самое главное - поиск «черных ящиков» и обломков погибшего Боинга. Их найдут водолазы, срочно снятые ночью вертолетом с работ в Баренцевом море и доставленные спецрейсом на другой конец страны. Все полтора месяца на маленьком морском пятачке на стыке Татарского пролива и пролива Лаперуза будет происходить что-то невероятное: вокруг бурового судна «Михаил Мирчинк» будет ходить половина рыболовецкого дальневосточного флота, имитируя в пустой воде путину. Чуть дальше, постоянно создавая угрозу столкновения, соберутся американские, японские, корейские и даже английские корабли. Здесь будет замечено несколько подводных лодок разных стран и «ОСы» (океанические стабилизируемые аппараты) АН СССР. Обломки обнаружат только тогда, когда уже известный по предыдущей серии командующий флотом В.В.Сидоров отдаст приказ о сбрасывании ложного «пинчера» - имитатора радиомаяка «черных ящиков» - на большой глубине в 30 километрах от места катастрофы. Часть рыболовецких судов будет ходить над этим местом, передавая в эфир: «...слышу пинчер». Даже Москва «купится» на эту «дезу». Самым сильным удивлением водолазов, обнаружившим обломки через месяц после катастрофы, станет отсутствие трупов. Часть туловища в куртке, чья-то ладонь в перчатке и несколько скальпов - вот все что они увидят среди размазанных под водой на три километра обломков, самый крупный из которых едва превышал полутора-двух метров. А еще будет приглашение журналиста в Министерство Обороны, куда не раз направит свои запросы «Известия», где среди роскоши мрамора и ковров, на фоне развешанных подробнейших схем Куликовской и Полтавской битв, будет, наконец, разъяснено, что некоторые «вбивают клин между армией и народом», «порочат», «чернят» и в конце концов «подыгрывают спецслужбам Запада» и могут «помешать президенту (1990 год - авт.) в выполнении его важной международной миссии». Выход подготовленного материала будет задержан властями и пойдет в печать только через десять дней после того, как тогдашний министр иностранных дел Э.Шеварднадзе принесет в декабре 1990 года официальные извинения южно-корейской стороне за случившийся инцидент. |
||
Дополнительные материалы к сценарию первой серии, не упомянутые в синопсисе, но которые «помогут» «герою» или ведущему в расследовании этого события:
|
||
Ниже мы приводим краткое описание нескольких историй, находящихся в разработке.
|
||
В ночь на 5 ноября 1949 года около 4 часов по местному времени жители Северо-Курильска были разбужены 7-балльным землетрясением. Через 45 минут после начала землетрясения по слышался громкий гул со стороны океана, и уже через несколько секунд на город обрушилась огромная волна, двигавшаяся с большой скоростью и имевшая наибольшую высоту в центральной части города, где она катилась по долине речки. Через несколько минут волна отхлынула в море, унося с собой все разрушенное. Через 15-20 минут на город обрушилась вторая, еще большая волна, достигавшая 10-метровой высоты. Прошедшая через город волна достигла склонов окружающих гор, после чего начала скатываться обратно в котловину, расположенную ближе к центру города. Здесь образовался огромный водоворот, в котором с большой скоростью вращались обломки строений и мелкие суда. Через несколько минут после второй волны пришла более слабая, третья волна, которая вынесла на берег много обломков. Все это было разбросано по территории города и по берегам пролива. Так развивались события во время цунами в Северо-Курильске. Оно охватило почти 700-километровую зону Дальневосточного побережья. Самые высокие волны при этом отмечены в бухтах Пираткова (10-15 метров) и Ольга (10-13 метров) на Камчатке. |
||
25 июня 89 года космическая станция «Мир» в 350 километрах от Земли столкнулась с грузовым кораблем «Прогресс М-34». В этой крупнейшей аварии за все 11 лет существования станции обошлось без жертв. На скорости 3 метра в секунду 7-тонный грузовой корабль врезался в 130-тонную махину станции. Была пробита солнечная панель, сломано основание опорной штанги, поврежден радиатор системы терморегуляции и — самое главное — нарушена герметичность модуля «Спектр», нарушено электроснабжение комплекса и его ориентация. Последнюю, правда, удалось восстановить к 27 июня. Этот таран грузовым кораблем «Прогресс М-34» научного модуля «Спектр» оказался лишь началом целой серии неудач, постигших станцию в дальнейшем. (c) КИНОКОМ, Москва, 2000Андросов Антон. |
||||||
copyright 1999-2002 by «ЕЖЕ» || CAM, homer, shilov || hosted by PHPClub.ru
|
||||
|
Счетчик установлен 9 ноября 2000 - 80