Rambler's Top100

вгик2ооо -- непоставленные кино- и телесценарии, заявки, либретто, этюды, учебные и курсовые работы

Андросов Антон

ПРИКАЗАНО ЗАБЫТЬ — ИСТОРИЯ КАТАСТРОФ

проект документально-постановочного сериала

(c) КИНОКОМ, Москва, 2000

Мы предлагаем проект документально-постановочного сериала под условным названием «Приказано забыть — история катастроф».

Предлагаемый нами проект принципиально отличается от уже существующих программ:

  • в первую очередь, формой. Мы полностью исключаем репортажную и сюжетную формы подачи темы, но предлагаем полноценный фильм-реконструкцию.
  • во-вторых, событиями, отбираемыми для экранизации, — все они имели большой общественный резонанс, либо отличаются особой таинственностью, необычностью и загадочностью.

Все фильмы сериала объединяет то, что все события происходят в России (бывшем СССР) и/или связаны с россиянами. Каждая серия посвящена реконструкции событий, связанных с одной из недавно случившихся катастроф. Причем только тех катастроф, обстоятельства которых долго замалчивались властями и подробности которых до сих пор не получили внятного освещения.

Почему катастрофы?

    Катастрофы и крупные аварии всегда привлекали внимание самого широкого зрителя. И поэтому нет ни одного телеканала, который в той или иной степени не прикасался к данной теме. Это и ныне существующие в российском эфире «Экстренный вызов» на ОРТ, «Катастрофы недели» на ТВ-6, «Случайный свидетель» на Рен-ТВ, еще недавно выходившие на СТС и РТР (и готовящаяся к возобновлению там же новая аналогичная программа совместно с МЧС) «Спасение 911». Поэтому такой сериал сразу бы привлек внимание самой широкой аудитории.

Мы готовим два самостоятельных варианта разработки проекта. Выбор того или иного варианта зависит от текущей концепции канала и возможного места в сетке канала, заинтересовавшегося данным проектом.

Хронометраж каждой серии - 52 минуты.

Один вариант подразумевает присутствие «героя», ведущего расследование, который, пытаясь установить и восстановить правду о замалчиваемом событии, сталкивается в своих поисках с различными версиями события серии и другими препятствиями и противодействиями. При этом, «документальное» событие реконструируется параллельно расследованию «героя». «Герой» каждой серии, несмотря на то, что действует постановочно, - абсолютно документален: у него есть или мог существовать документальный прообраз, в ходе своего «расследования» он сталкивается с известными реальными людьми, выступающими от своего имени. «Герой» может быть один - это некий собирательный образ «журналиста-стрингера», работающего в различных изданиях, в том числе делая материалы для программы «Время» и других передач ОРТ (как выходящих, так и уже закрытых). «Героев» может быть несколько, но все они связаны с московским журналистским «бомондом».  Другой вариант подразумевает расследование - реконструкцию событий, хотя и решаемую с широким применением современных постановочных средств, но, тем не менее, не предполагает «героя» расследования, действующего в кадре. Главным событием каждой серии становится расследование обстоятельств катастрофы, реконструкция случившейся трагедии, ее перипетий и версий. Для связи событий внутри расследования, а также для удешевления производства, возможно использование ведущего, кандидатура которого может быть определена по согласованию с каналом и соответствующих проб.

Оба варианта предполагают:

  1. расследование обстоятельств катастрофы (возможно, и других широко известных в стране событий), с привлечением отечественных и зарубежных видеоархивов,
  2. реконструкцию этих событий и их версий с использованием широкого спектра постановочных средств, от компьютерного моделирования и композитинга и до игрового решения ключевых сцен, с целью достижения последовательной и внятной истории произошедшего события,
  3. возможность получения в процессе экранизации событии новых и еще неизвестных обстоятельств и фактов, появившихся в результате расследования.

      Примером того, что часто используемая и хорошо известная тема может привлечь самое большое количество зрителей, доказывает сериал «Криминальная Россия», использующий самые известные и многократно побывавшие на ТВ криминальные случаи. (К сожалению, умело рассказанные истории про жуликов, бандитов, убийц, пусть даже пойманных и наказанных, создают у большого числа зрителей, особенно молодых, впечатление, что наш мир состоит из преступников, якобы это нормально.) И, тем не менее, сериал получает лучшие на НТВ рейтинги, так как это связано, в первую очередь, с формой подачи известного материала.

Разработка детальных сценариев, а также тематический выбор известных документальных событий для экранизации целиком зависит от выбора способа реализации проекта - с одним или несколькими игровыми героями или ведущим (в кадре или за кадром). Авторы понимают, что выбор этого варианта связан с перспективной сеткой канала и текущими идеологическими задачами вещателя. Именно поэтому мы предлагаем лишь синопсис первой серии.

СИНОПСИС И МАТЕРИАЛЫ К СЦЕНАРИЮ
первой части первой серии

Силуэты вращающихся локаторов только-только начинают различаться на фоне предрассветного советского неба.


5:16 1 сентября.

Остров Монерон, пролив Лаперуза.

10 000м над уровнем моря.

Сине-белый Боинг-747 монотонно гудит среди редких облачков в предрассветном небе. И только раз в 2 секунды красный свет навигационных «мигалок» Джамбо вычерчивает на его борту гигантскую надпись «Korean Air» на его фюзеляже.

В тамбуре пилоты трепятся со стюардессами. За занавесом — в салоне погашен свет. Пассажиры спят, укрывшись пледами и закрыв пластиковыми шторами-задвижками иллюминаторы. Телевизор в салоне беззвучно вычерчивает маршрут самолета, высоту полета, время до посадки и температуру за бортом. В третьем ряду, у окна не спит девочка лет семи. Она приподнимает задвижку иллюминатора и вглядывается в ночь. Внезапно она видит еще один самолет - прямо напротив крыла Боинга. Девочка поворачивается к сидящей рядом маме и начинает ее толкать. Мать просыпается, слушает девочку, выглядывает в иллюминатор: в небе пусто. Тогда она закрывает иллюминатор, поправляет плед у дочери и смотрит на экран телевизора - до посадки еще 3 с половиной часа. Прежде чем уснуть, она мельком замечает, что пилоты, стоявшие в тамбуре, убегают в сторону кабины.

Девочка снова освобождается от пледа, открывает шторку иллюминатора и смотрит в ночное небо, где она только что видела самолет. Со стороны неба ее головка хорошо видна в единственном освещенном иллюминаторе пассажирского гиганта.

В этот момент ракета попадает в хвост Боинга. Из-за пламени взрыва, отрывающего хвост самолета, удар второй ракеты не виден. Видно только, что второй взрыв уничтожает крыло самолета.


7 лет спустя.

10:30.

Москва. Редакция газеты «Известия».

Кабинет главного редактора. Главред изучает материалы, которые положил ему на стол сидящий напротив журналист. Главред перелистывает страницу, смотрит на фотографии:

— И это все?

— Все.

— Не много. Но хватит, чтобы сесть... Хватило бы тогда. А как ты собираешься найти остальное?

— Через людей.

 

В основе сюжета данной серии лежит журналистское расследование, проведенное корреспондентами «Известий» Андреем Иллешем и Александром Шальневым в 1990 году.

.....

В течение всего сентября 1983 года все советские газеты были полны пропагандистских статей о сбитом южно-корейском Боинге. Советский Союз вынужден был отчаянно защищаться. И хотя в самой стране мало кто представлял, что же случилось в небе над проливом Лаперуза, идеологическая кампания была очень мощной. В ней приняли участие такие известные сегодня люди: А.Бовин, М.Стуруа, С.Агафонов - ведущий журналист «Новых Известий», а тогда собкор «Известий» в Японии, А.Тихомиров - один из ведущих обозревателей ЦТ того времени.

Кампания длилась чуть больше месяца, а затем неожиданно стихла. И хотя на Западе расследование продолжалось, в СССР об это было приказано забыть. Москва поняла, что она проиграла.

Сопротивление размещению крылатых ракет в Европе, которая готовилась тогда к принятию первой партии американских «першингов», было немалым, и уничтожение советскими истребителями пассажирского самолета, без сомнения, несло в себе громадный заряд пропаганды. Ричард Бэрт, в то время помощник государственного секретаря, ознакомившись с телеграммами из-за рубежа, в которых давалась реакция общественности и прессы на случившееся, воскликнул: «Мы достали их! Достали сволочей!»

А начался закат «империи зла» с Заявления ТАСС от 3 сентября 1983 года:

    В ночь с 31 августа на 1 сентября с.г. самолет неустановленной принадлежности грубо нарушил государственную границу и глубоко вторгся в воздушное пространство Советского Союза. Самолет-нарушитель отклонился от существующей международной трассы в сторону территории Советского Союза до 500 км и более двух часов находился над полуостровом Камчатка, районом Охотского моря и над островом Сахалин.

    В нарушение международных правил самолет летел без аэронавигационных огней, на радиосигналы советских диспетчерских служб не реагировал и сам никаких попыток установить такую связь не предпринимал.

    Естественно, что во время нахождения неизвестного самолета-нарушителя в воздушном пространстве СССР были подняты советские самолеты ПВО, которые неоднократно пытались установить с ним контакты с помощью общепринятых сигналов и вывести его на ближайший аэродром на территории Советского Союза. Однако самолет-нарушитель все это игнорировал. Над островом Сахалин по курсу его движения советским самолетом были даны предупредительные выстрелы трассирующими снарядами.

    Вскоре после этого самолет-нарушитель вышел за пределы советского воздушного пространства и продолжил полет в сторону Японского моря. Примерно десять минут он находился в зоне наблюдения радиолокационными средствами, после чего наблюдение за ним было потеряно...

И вот что «удалось выяснить» корреспондентам «Известий»:


23:50 31 августа. Среда.

Анкоридж. Аляска.

Из летной гостиницы отъезжает служебный микроавтобус анкориджского аэропорта. Через 12 минут микроавтобус останавливается около здания аэропорта. 9 человек во главе с бывшим военным летчиком, а ныне капитаном международных рейсов корейской авиакомпании Korean Air Lines Чон Бюн Их проходят в служебное помещение аэропорта для получения полетного задания. Планерка проходит рутинно. Экипаж терпеливо выслушивает обычную предрейсовую информацию. Диспетчер монотонно объявляет:

— Планируемое время вылета - 12:20 по Гринвичу 31 августа — 2:20 местного 1 сентября. 21:00 по Гринвичу 31 августа — в 6:00 по сеульскому времени — планируемое время прибытие в аэропорт Кимпхо, 8:40 — время в полете. Коридор R20. Высота полета FL31. Ветер в эшелоне - около 1 м/с вызовет увеличение скорости. Из-за этого рекомендованная задержка вылета - 30 минут.

Тем временем Боинг-747 с бортовым номером НL7442 «Корейских авиалиний» завершает свой рейс Нью-Йорк — Анкоридж. Через 7 минут после приземления самолет паркуется у ворот 2 N в терминале «American Airlines», откуда отправляются рейсы в Сеул, в Южную Корею. На табло у ворот загорается надпись «Korean Air Lines -007».

Перед тем как Боинг продолжил полет в Сеул рейсом KAL-007, у пассажиров было 40 минут, чтобы позвонить домой из телефонов-автоматов, выпить чего-нибудь в баре, да и просто пройтись и размяться после долгого полета. В терминале авиакомпании «Американ эйрлайнз», в группе пассажиров из шестнадцати стран, собравшихся в ту ночь, было двадцать три ребенка в возрасте до двенадцати лет. Среди пассажиров было 75 корейцев, 61 американец, 23 тайваньца, 28 японцев, 15 филиппинцев, 12 китайцев из Гонконга, 10 канадцев, 6 таиландцев. Двенадцать пассажиров летели первым классом. Отправлялись тем же рейсом и шесть служащих «Кориэн эйрлайнз» — члены одного из экипажей, возвращавшиеся в Сеул. Разные были пассажиры: кто-то летел в Корею, Японию, в Гонконг или в другие страны по делам бизнеса; кто-то навещать родственников или друзей; кто-то — на похороны близких; кто-то возвращался домой после каникул, проведенных в Соединенных Штаты. Были студенты и аспиранты, ехавшие учиться или учить; туристы, ждавшие знакомств с достопримечательностями. Был среди пассажиров член палаты представителей конгресса США: он опоздал на предыдущий рейс, поскольку самолет, которым ему пришлось добираться из Атланты, в штате Джорджия, до Нью-Йорка, из-за непогоды вынужден был совершить посадку в Балтиморе. Этот пассажир был членом делегации конгресса, которая в Сеуле должна была принять участие в торжествах по случаю тридцатилетия договора между США и Южной Кореей.

12:51 31 августа по Гринвичу

23:51 — остров Сахалин

15:51 — Москва

3:51 — Анкоридж

Двери самолета закрываются. Экипажу дано разрешение на буксировку от ворот. Около 8 минут самолет выруливает на полосу 32, где получает разрешение на взлет. Еще через 6 минут громада - авиалайнер исчезает в темноте ночного аляскинского неба.

2:34 1 сентября — Камчатка

1:34 1 сентября — остров Сахалин

5:34 31 августа — Анкоридж

14:34 по Гринвичу

Пункт гражданской службы Аляскинского воздушного контроля США. Именно здесь приборы зафиксируют запись разговоров диспетчеров:

Эй, парни, там кто-то приближается к зоне противовоздушной обороны русских.

— Не может быть, ты шутишь?

— Надо предупредить его.

— Надо было сразу передать информацию вместо того, чтобы ждать.

— Не могут поверить...

Боинг-747 входит в аляскинскую буферную зону. Ее координаты — 58 градусов северной широты, 180 градусов западной долготы — 60 градусов северной широты, 180 градусов западной долготы — 65 градусов северной широты, 169 градусов западной долготы — 72 градуса северной широты, 167 градусов западной долготы — 62 градуса 30 минут северной широты и 167 градусов западной долготы.

Был ли он замечен военными радарами? В этой части «расследования» удастся выяснить только то, что военные и разведывательные службы не ведут наблюдения за судами гражданской авиации в северо-западном районе Тихого океана, за исключением тех случаев, когда надо откликнуться на призыв «SOS». Пилот «Боинга-747» сигналов «SOS» не подавал.

16:34 31 августа по Гринвичу

3:30 1 сентября — остров Сахалин

7:30 31 августа — Анкоридж

4:30 1 сентября. Полуостров Камчатка.

Расчет старшего лейтенанта РЛС ПВО ДВВО Олега Пахомова обнаруживает над Камчаткой неизвестный самолет-нарушитель. По команде Пахомова с камчатского аэродрома Елизово в воздух поднялся истребитель-перехватчик, пилотируемый майором Василием Казьминым.

— Ни хрена себе, коломбина, — были первым сообщением пилота на землю, когда в темноте он догнал и разглядел нарушителя. На так называемом «рубеже возврата» Казьмин, выматерившись открытым текстом в эфир, поскольку внятных команд с земли не поступало, повернул свой самолет на базу. А «Боинг-747», не меняя курса и высоты, растворился в ночном небе над Охотским морем.

Самолет Казьмина выруливал по посадочной полосе, когда разбуженный звонком дежурного, командующий Тихоокеанского флота В.В.Сидоров прибыл в штаб флота. Там его уже ожидали другие офицеры-штабисты. Здесь на командном пункте был развернут пост, получавший всю информацию о нарушителе. Когда самолет вышел в район Охотского моря, офицеры стали строить догадки: самолет будет уходить или через острова Курильской гряды, или через Сахалин. Последнее слово осталось за командующим флотом: «...нарушитель будет выходить через Курилы. Все средства привести в боевую готовность...»

4:30 1 сентября. Остров Сахалин.

Поселок «Сокол» — база ВВС ДВВО.

Дежуривший в ту ночь майор Геннадий Осипович проснулся, чтобы проверить караул. Только оделся — звонок! Трубку поднял лейтенант Астахов, выслушал и очень по-будничному сообщил:

— Вам — готовность номер один.

Осипович пошел к самолету, на ходу соображая: «Почему готовность дана мне? Ведь есть уже в готовности молодой летчик...». Но, тем не менее, он быстро занял место в кабине самолета и доложил об этом. По радио подтвердили приказ - «быть в готовности №1». Время шло, новых команд — не поступало. Заметив, что расчехляют еще один самолет, Осипович еще раз удивился: «Что такое? Обычно американцы начинают шебуршить после одиннадцати, сейчас для них такая рань...»

Наконец дали команду — «воздух». Майор запустил двигатель, включил фару, так как полоса еще не была освещена, и стал выруливать. По рации передали: «курс - море». Су-15 быстро набрал указанные восемь с половиной тысяч метров. Осипович почему-то был уверен: пустили контрольную цель, чтобы проверить дежурные средства, а заодно и пилотов. А его подняли как наиболее опытного. Прошло уже восемь минут полета. Вдруг по рации штурман наведения передает: «Впереди цель! Самолет-нарушитель режима полета. Идет встречным курсом». Однако ППС (передняя полусфера) почему-то не наводит машину Осиповича на эту цель. Вскоре ему сообщают новую команду: «Будем наводить заднюю полусферу.»

«Сушка» ложится на обратный курс и, получив поправки в высоте, идет за нарушителем. Вскоре сквозь редкие облака Осипович увидел самолет-нарушитель — летящую впереди точку размером от двух до трех сантиметров. Но красные «мигалки» были заметны даже на таком расстоянии.

Приблизившись, Осипович захватывает самолет-нарушитель бортовым радиолокационным прицелом. Тут же на панели загорается индикатор головок захвата ракет. Скорость неизвестного самолета была около тысячи километров в час. У Су-15 - тысячу двести. Выровняв скорости, Осипович завис на удалении тринадцать километров и доложил:

— Цель — в захвате. Иду за ней. Что делать?

Вдруг на экранах перед штурманом наведения точки обоих самолетов исчезли. Наземный расчет занервничал и стал запрашивать Су: «Ваш курс? ... Какова высота цели...»

17:56 по Гринвичу. Остров Хоккайдо. Япония.

Станция наземного слежения Вакканай.

Автоматические приборы начали фиксировать переговоры русских в воздухе над Сахалином и Татарским проливом — хронометраж записи около 50 минут.

Когда, наконец, самолеты подлетели к Сахалину, пилот Су-15 Геннадий Осипович получил с земли команду: «Цель нарушила государственную границу. Цель — уничтожить». Осипович включил форсаж — замигали индикаторы головок ракет. Су начал подходить к цели снизу. И вдруг в наушниках: «Отставить уничтожение! Выйти на высоту цели и принудить ее к посадке». Быстро перестроить самолет оказалось невозможно, тогда Осипович, уравняв скорость, стал мигать бортовыми навигационными огнями. Нарушитель не реагировал. До границы СССР оставалось около 15 километров.

— Дайте предупредительные очереди, — поступает распоряжение с земли.

Осипович дал четыре очереди, израсходовав более двухсот снарядов. Но следы бронебойных снарядов (а именно такими был оснащен в то утро Су-15 майора Осиповича) были абсолютно незаметны в предрассветном небе.

На самолете-нарушителе, наконец, заметили мигающий советский перехватчик. Громадный аэробус начал снижать скорость. Где-то далеко внизу прошла береговая линия Сахалина. В это время с земли передают новую команду:

— Цель — уничтожить!...

Это был приказ командующего Дальневосточным военным округом генерала сухопутных войск Ивана Третьяка.

    В самый разгар расследования о произошедшем с южно-корейским боингом один из упомянутых нами журналистов ехал на своей машине, когда его резко подрезал мчащийся на огромной скорости автомобиль. Журналист, пытаясь избежать столкновения, резко крутанул руль. Машину закрутило и бросило на встречную полосу. Каким-то чудом машину спасло от удара с идущим навстречу МАЗом, но тут же она врезалась в старую «копейку-жигуль», выходивший в этот момент на обгон самосвала. Водитель «жигулей» погиб на месте. Подрезавший автомобиль скрылся. Никто даже не запомнил марку этой машины. Суд назначил журналисту наказание в виде 5 лет лишения свободы условно.

Все снаряды у Осиповича практически закончились. Он начал думать о таране. Успел даже прокрутить в голове маневр - забраться на гигантский нарушитель сверху и сесть на него. Но потом появилась другая мысль ...

... Су-15 провалился на 2 тысячи метров вниз, включил форсаж и навскидку повел носом. Ракеты захватили цель. Расстояние между самолетами было около 5 километров. Только теперь Осипович смог по-настоящему рассмотреть нарушителя. Он был больше Ил-76, а по очертаниям чем-то напоминал Ту-16. Майор знал все военные самолеты, все разведывательные... Но этот не был похож ни на один из них...

... Первая ракета попала ему под хвост. Вспыхнуло желтое пламя. Вторая — снесла половину левого крыла. Тут же погасли огни и мигалки. Осипович отклонил свой перехватчик вправо и только теперь стал вслушиваться в эфир.

— Наблюдаю воздушный бой! - это был голос с Миг-23, который следовал неподалеку сзади. Теперь земля начала наводить на цель этот Миг.

Штурман наведения: — Цель идет на снижение.

Миг-23: — Не вижу.

— Цель идет на снижение. Высота цели — 5 тысяч метров.

— Не вижу.

И вдруг: — Цель с экрана исчезла.

Осипович посмотрел на приборы — показатель аварийного остатка топлива утверждал, что керосина оставалось на десять минут полета. До аэродрома «Сокол» было 150 километров.

18:26 по Гринвичу

13:26 31 августа. Вашингтон.

21:26 31 августа. Москва.

10:26 31 августа. Калифорния.

9:26 31 августа. Аляска.

3:26 1 сентября. Сеул. Токио.

4:26 1 сентября. Владивосток.

5:26 1 сентября. Остров Сахалин.

Подбитый двумя ракетами, 747 падал около десяти минут. С разрушенным двигателем и отвалившимся крылом, он совершил два круга вокруг острова Монерон и вошел в воду со скоростью примерно равной звуковой. Ударом о воду самолет был буквально разодран в клочья — обломки не превышали размером одного-двух метров.

Когда в штабе ВМС узнали, что самолет атакован и применено оружие, здесь стали анализировать место его возможного падения. Данные противовоздушной обороны заложили в ЭВМ и вычислили предполагаемые координаты падения самолета. Кораблям был отдан приказ идти в предполагаемый район. Несколько кораблей сразу двинулись туда полным ходом.

21:00 по Гринвичу.

8:00 утра. Остров Сахалин.

6:00 утра. Сеул.

Подошедшие в район корабли ВМФ сообщили, что видят на воде множество мелких предметов, предположительно — части разбившегося «Боинга».

Это место не совпадало с определенным ЭВМ. Тогда Командующий приказал провести математический расчет, исходя из данных, полученных от ПВО и командира корабля. Учли при этом и возможные ошибки РЛС по пеленгу и дальности и получили площадь, внешне похожую на эллипс примерно двенадцать на восемнадцать километров.

Район был очень засорен. Но течение в тех местах быстрое, и плавающие предметы неуклонно уносило на юг. В ход пошли тралы. Их было шесть. Затем шли несколько подводных лодок.

 

Аэропорт Кимпхо в Сеуле в 1983 году не работал по ночам. Именно это послужило причиной задержки вылета рейса 007 из Анкориджа - самолет должен прибыть в порт после 6 часов утра. Начинался рабочий день. Аэропорт начинал оживать - диспетчера, таможня, техники потихоньку занимали свои места. Когда открылись двери здания, встречавшие, а их собралось много, смогли, наконец, войти внутрь. Теперь они все столпились в зале прилетов.

 

Вернувшись из полка домой, майор Осипович не стал ложиться спать. Он вообще вызвался на ночное дежурство, чтобы освободить себе этот день. Было 1 сентября. Нужно было идти в школу. Его сын шел в первый класс, дочь - в восьмой. Именно ее классный руководитель пригласил его выступить на уроке мира.

 

Слова этого урока он повторит через два дня перед телекамерой группы Александра Тихомирова с Центрального телевидения, прибывшей на Сахалин в спешном порядке.

....

В первой части данной серии «герой» выяснит, что же, на самом деле, произошло в небе над проливом Лаперуза утром первого сентября 1983 года, тем самым полностью развенчав официальную версию Советского Правительства о самолете-шпионе, шедшим тайно с потушенными огнями.

Вторая часть первой серии

будет посвящена установлению причин того, почему гражданский самолет сбился с пути и отклонился от установленного маршрута на 600 километров. В результате этого расследования будет подготовлен «журналистский» материал и реконструированы события последующих полутора месяцев. Здесь будет и заседание Совета Безопасности ООН 6 сентября, посвященное прослушаванию японской записи разговоров советских летчиков, и действия Рейгана и Москвы, и, конечно, самое главное - поиск «черных ящиков» и обломков погибшего Боинга.

Их найдут водолазы, срочно снятые ночью вертолетом с работ в Баренцевом море и доставленные спецрейсом на другой конец страны. Все полтора месяца на маленьком морском пятачке на стыке Татарского пролива и пролива Лаперуза будет происходить что-то невероятное: вокруг бурового судна «Михаил Мирчинк» будет ходить половина рыболовецкого дальневосточного флота, имитируя в пустой воде путину. Чуть дальше, постоянно создавая угрозу столкновения, соберутся американские, японские, корейские и даже английские корабли. Здесь будет замечено несколько подводных лодок разных стран и «ОСы» (океанические стабилизируемые аппараты) АН СССР. Обломки обнаружат только тогда, когда уже известный по предыдущей серии командующий флотом В.В.Сидоров отдаст приказ о сбрасывании ложного «пинчера» - имитатора радиомаяка «черных ящиков» - на большой глубине в 30 километрах от места катастрофы. Часть рыболовецких судов будет ходить над этим местом, передавая в эфир: «...слышу пинчер». Даже Москва «купится» на эту «дезу».

Самым сильным удивлением водолазов, обнаружившим обломки через месяц после катастрофы, станет отсутствие трупов. Часть туловища в куртке, чья-то ладонь в перчатке и несколько скальпов - вот все что они увидят среди размазанных под водой на три километра обломков, самый крупный из которых едва превышал полутора-двух метров.

А еще будет приглашение журналиста в Министерство Обороны, куда не раз направит свои запросы «Известия», где среди роскоши мрамора и ковров, на фоне развешанных подробнейших схем Куликовской и Полтавской битв, будет, наконец, разъяснено, что некоторые «вбивают клин между армией и народом», «порочат», «чернят» и в конце концов «подыгрывают спецслужбам Запада» и могут «помешать президенту (1990 год - авт.) в выполнении его важной международной миссии».

Выход подготовленного материала будет задержан властями и пойдет в печать только через десять дней после того, как тогдашний министр иностранных дел Э.Шеварднадзе принесет в декабре 1990 года официальные извинения южно-корейской стороне за случившийся инцидент.

Дополнительные материалы к сценарию первой серии, не упомянутые в синопсисе, но которые «помогут» «герою» или ведущему в расследовании этого события:

  1. пресс-коференция в Москве от 9 сентября 1983 года, которую проводили маршал Н.Огарков (тогда первый заместитель министра обороны), Г. Корниенко (первый заместитель министра иностранных дел), Л.Замятин (зав. Отделом международной информации ЦК КПСС)
  2. расшифровка записи переговоров советских пилотов, сделанная Министерством Обороны и переданная СССР в 1991 году в ICAO (Международное Общество Гражданской Авиации)
  3. киноматериалы, снятые водолазами, нашедшими обломки Боинга. Эти материалы были отобраны у водолазов сотрудниками силовых ведомств и до недавнего времени хранились в архивах Службы безопасности ВВС МО РФ
  4. три (о которых нам точно известно - авт.) телепрограммы, сделанные на японском телевидении, одна в Англии и одна в США (это помимо новостных сюжетов), посвященные события катастрофы южно-корейского лайнера
  5. материалы расследования Ассоциации родственников жертв рейса KAL-007
  6. выступление Р.Рейгана 2 сентября 1983 года.

Ниже мы приводим краткое описание нескольких историй, находящихся в разработке.

  1. 11 августа в 13:35 на высоте 8400м в районе Днепродзержинска столкнулись два Ту-134. Пассажиры - 166 человек, в том числе футболисты команды «Пахтакор», летевшей на игру с минским «Динамо», и 13 членов экипажей обоих самолетов погибли. Первым катастрофу увидел пилот самолета Ан-2, летевшего на более низкой высоте.: «Что-то падает сверху...» — доложил он диспетчерам, а затем стал пытаться помочь одному из падающих самолетов, установив с пилотами визуальный контакт. Расследование оказалось сложным. И дело было не столько в технических трудностях, сколько в межведомственном противостоянии заинтересованных сторон. В этой трагедии столкнулись не только самолеты, но и интересы министра обороны Дмитрия Устинова и министра гражданской авиации Бориса Бугаева.

     

  2. 7 января 1950 при посадке в Свердловске разбился самолет Си-47. Погибло 11 хоккеистов, врач и массажист команды ВВС, а также 6 летчиков экипажа. После этой катастрофы в свердловском аэропорту Кольцове не последовало никакого сообщения ни в печати, ни по радио. Несчастье произошло через две с половиной недели после 70-летия И. Сталина. Его сын, Василий, командующий ВВС МВО, первым в отечественном спорте завел традицию устраивать для подопечных футболистов и хоккеистов спецрейсы. Опасаясь реакции отца, Василий Сталин решил буквально за сутки сколотить новую команду ВВС. В газетах стали упоминать фамилии лишь трех игроков, сохранившихся от старого состава, которые по разным причинам не полетели тем злополучным рейсом. Как и прежде, упоминался Жибуртович, но при этом не указывались его имя или инициалы, поскольку за ВВС теперь играл брат погибшего, Павел, будущий чемпион мира и Европы. Сталин, никогда не вмешивавшийся в дела Василия, об этой катастрофе так никогда и не узнал.

     

  3. Нет необходимости описывать что произошло в 4 блоке Чернобыльской атомной электростанции 26 марта 1986года. Это известно всему миру. Но вот о том, как это случилось, известно лишь узкому кругу специалистов, пожарных и спасателей, большая часть которых к сегодняшнему дню уже мертва.

     

  4. Космический корабль «Союз-4», пилотируемый Владимиром Шаталовым, после задержки со стартом ушел на орбиту 14 января 1969 года. Через сутки стартовал «Союз-5», на борту которого находились трое: Борис Волынов, Алексей Елисеев и Евгений Хрунов. После успешной стыковки Елисеев и Хрунов перешли через открытый космос из корабля в корабль. Так была создана первая в мире экспериментальная космическая станция. Расстыковавшись 16 января в 15 часов 55 минут, «Союз-4» успешно приземлился 17 января, а «Союз-5», пилотируемый Борисом Волыновым, продолжал полет. На третьи сутки в 3 часа 11 минут с Земли передали: «Готовьтесь к посадке». Вскоре корабль перешел на траекторию спуска. В этот момент Волынов передал на Землю, что у него проблемы. Самого слова «авария» в докладе не было — режим открытой связи категорически запрещал любые упоминания о технических неполадках. На Земле не сразу поняли, что разделение не произошло. Ситуация практически безнадежная — космонавт обречен. На спасение нет никаких шансов. Но чудо все-таки произошло. Приземление получилось жестким. Однако удар был столь силен, что у Волынова сломались корни зубов верхней челюсти. В сообщении ТАСС говорилось: «Полет прошел успешно, уникальный эксперимент завершен, корабль приземлился в заданном районе...» Последний оказался в стороне от изначально запланированного почти на 600 километров.

     

  5. 13 августа в безмолвии Арктики исчез самолет «СССР Н-209» под командованием Героя Советского Союза Сигизмунда Леваневского. С ним в самолете находилось еще 5 членов экипажа. Несмотря на крайне сложные условия, через 19 часов 25 минут полета (в 13 часов 40 минут 13 августа) самолет «СССР Н-209» достиг Северного полюса планеты, о чем штаб перелета был извещен радиограммой № 18. А следующая радиограмма — № 19, полученная в 14 часов 32 минуты, — несла крайне тревожную весть: «Отказал крайний правый мотор из-за неисправности маслосистемы. Идем на трех моторах в сплошной облачности. Высота 4600 метров. Очень тяжело». Едва ли кто в тот момент мог предположить, что эта радиограмма окажется последней ясно и четко принятой информацией с борта самолета. Лишь месяц спустя — 14 сентября — поисковая экспедиция под командованием начальника полярной авиации Марка Шевелева прибыла на остров. Наступала полярная ночь, к тому же бушевала метель. Только 7 октября Михаил Водопьянов совершил, по сути, один-единственный серьезный поисковый полет. Он продолжался 10 часов — это был первый в мире ночной полет за Северный полюс. В мае 1938 года вышло постановление Советского правительства о прекращении поисков. Когда в Великую Отечественную войну был сбит фашистский ас, внешне напоминавший Леваневского, это привело в замешательство военных летчиков, пока не разобрались, что это не он... Тайна арктической катастрофы 13 августа не разгадана до сих пор.

     

  6. 4 июля 1943 рухнул в Гибралтар самолет «Либерейтор». Погибло 15 человек, в том числе глава польского правительства в изгнании Владислав Сикорский. Следствие пришло к заключению, что авария была вызвана технической неисправностью, возможность диверсии категорически отрицалась. Тем не менее, предположение, что авиакатастрофа в Средиземном море все-таки не была случайностью, не лишено основания. Весной 1943 года Сикорский оказался в центре международного скандала, связанного с обнаружением массовых захоронений в Катынском лесу. Сикорский потребовал от СССР подробного расследования и, не поставив предварительно в известность союзников, обратился в Международный Красный Крест с просьбой послать в Катынь комиссию. Советский Союз разорвал дипломатические отношения с правительством Сикорского.

     

  7. 24 октября 1960 на одной из площадок космодрома Байконур (Казахстан) при подготовке к первому пуску межконтинентальной баллистической ракеты Р-16 произошло самопроизвольное включение второй ступени, вызвавшее взрыв и гигантский пожар. Погибло 92 человека. Эта трагедия, ужасающая количеством погибших в мирное время, напрямую не связана с освоением космоса, однако произошла она на полигоне, откуда всего через полгода после несчастья отправился в свой легендарный полет Юрий Гагарин, первый космонавт Земли. «Южный», как называли этот полигон ракетостроители и офицеры-выпускники Академии им. А. Ф. Можайского, или Тюра-Там по именно близлежащей железнодорожной станции, сегодня всем известен как космодром Байконур. 26 октября 1960 года в печати появилось сообщение: «Центральный Комитет КПСС и Совет Министров Союза ССР с глубоким прискорбием извещают, что 24 октября с. г. при исполнении служебные обязанностей, в результате авиационной катастрофы погиб главный маршал артиллерии Неделин Митрофан Иванович — кандидат в члены ЦК КПСС, Герой Советского Союза, заместитель Министра обороны Главнокомандующий Ракетными войсками СССР... Такова была официальная версия трагедии, описание которой тщательно скрывалось в документах с грифом «Совершенно секретно». Трагедия на 41-й площадке была не фатально неизбежной платой за раскрытие тайн природы, а закономерным последствием поспешной гонки вооружений в условиях цековской системы «давай-давай», недостаточной компетентности руководящих органов, предубежденного отношения к опытным специалистам.

     

  8. 19 марта 1965 у космического корабля «Восход-2», который пилотировали космонавты П. И. Беляев и А. А. Леонов, отказала автоматика спуска. Полет «Восхода-2», начатый 18 марта 1965 года, ознаменовался не только триумфом первого в истории выхода человека в космическое пространство, но и первыми проблемами, возникшими в связи с этим. Когда Алексей Леонов, пробыв за бортом 12 минут, собрался возвращаться на корабль, произошло невероятное: он не мог войти обратно. И только с невероятными муками ему все-таки удалось втиснуться в кабину и втянуть за собой камеру, которой снимал за бортом. А в корабле таем временем началось падение давления. В итоге распоряжение о посадке на борт передал Юрий Гагарин, следивший за полетом. Однако по непонятным причинам не включился тормозной двигатель. Автоматика не сработала, и космонавты на восемнадцатом витке приступили к ручной посадке. Добавилась еще и другая проблема — в корабле началось закислораживание атмосферы. Малейшее искрение в контактах и реле автоматики могло вызвать пожар и взрыв. Вскоре началась закрутка корабля, который потерял ориентацию. И все же космонавты не потеряли самообладания и справились со всеми семью (!) сложнейшими и опаснейшими нештатными ситуациями, выпавшими на их долю в течение суток. Во время спуска отказала автоматика, и экипаж был вынужден перейти на ручное управление. Спускаемый аппарат грохнулся в пермской тайге. Когда по всем каналам звучало бодрое сообщение ТАСС: «...системы, оборудование и аппаратура корабля на протяжении всего полета работали нормально и безупречно», Леонов и Беляев томились в заснеженной тайге, ожидая спасателей. Ждать им пришлось в лютый мороз трое суток.

     

  9. 26 сентября сразу после старта взорвалась ракета, запускающая корабль «Союз Т-10» с космонавтами В. Титовым и Г. Стрекаловым. Экипажу удалось катапультироваться. Ракета-носитель загорелась прямо на старте. Отвечавший за пуск корабля Алексей Шумилин всего за секунду до взрыва успел включить систему аварийного спасения, и маленькая спасательная ракета выдернула капсулу с экипажем прямо из надвигающихся снизу волн огня. В ноябре 1977 микрометеорит пробил систему подачи топлива на корабле «Союз Т-9», состыкованном с орбитальной станцией «Салют-7». Космонавтам В. Ляхову и А. Александрову пришлось шесть раз выходить в открытый космос, чтобы залатать пробоину. В один из выходов уже в шлюзовой камере они обнаружили, что скафандр Александрова травит воздух. Выход решили не отменять — прорыв заклеили клеем и изолентой. 23 ноября космонавты благополучно вернулись на Землю.

     

  10. 7 апреля 1989 г. в Баренцевом море произошла авария, трагическим исходом которой стали гибель сорока двух моряков и гибель самого подводного корабля — атомной подводной лодки «Комсомолец». По свидетельству спасшихся моряков и результатам работы многочисленных комиссий драматические коллизии этого инцидента известны до мельчайших подробностей. АПЛ «Комсомолец» была уникальным подводным кораблем, гордостью флота России. Аналогов ей не знает мировой военный флот. Есть еще особый повод помнить о том, что произошло с «Комсомольцем»: на его борту находились и по сей день пребывают на нем две ядерные торпеды и атомный реактор. Именно в связи с этим, в районе гибели АПЛ — в большом объеме — были проведены исследовательские и технические работы по ликвидации опасности радиационного загрязнения.

В ночь на 5 ноября 1949 года около 4 часов по местному времени жители Северо-Курильска были разбужены 7-балльным землетрясением. Через 45 минут после начала землетрясения по слышался громкий гул со стороны океана, и уже через несколько секунд на город обрушилась огромная волна, двигавшаяся с большой скоростью и имевшая наибольшую высоту в центральной части города, где она катилась по долине речки. Через несколько минут волна отхлынула в море, унося с собой все разрушенное. Через 15-20 минут на город обрушилась вторая, еще большая волна, достигавшая 10-метровой высоты. Прошедшая через город волна достигла склонов окружающих гор, после чего начала скатываться обратно в котловину, расположенную ближе к центру города. Здесь образовался огромный водоворот, в котором с большой скоростью вращались обломки строений и мелкие суда. Через несколько минут после второй волны пришла более слабая, третья волна, которая вынесла на берег много обломков. Все это было разбросано по территории города и по берегам пролива. Так развивались события во время цунами в Северо-Курильске. Оно охватило почти 700-километровую зону Дальневосточного побережья. Самые высокие волны при этом отмечены в бухтах Пираткова (10-15 метров) и Ольга (10-13 метров) на Камчатке.

25 июня 89 года космическая станция «Мир» в 350 километрах от Земли столкнулась с грузовым кораблем «Прогресс М-34». В этой крупнейшей аварии за все 11 лет существования станции обошлось без жертв. На скорости 3 метра в секунду 7-тонный грузовой корабль врезался в 130-тонную махину станции. Была пробита солнечная панель, сломано основание опорной штанги, поврежден радиатор системы терморегуляции и — самое главное — нарушена герметичность модуля «Спектр», нарушено электроснабжение комплекса и его ориентация. Последнюю, правда, удалось восстановить к 27 июня. Этот таран грузовым кораблем «Прогресс М-34» научного модуля «Спектр» оказался лишь началом целой серии неудач, постигших станцию в дальнейшем.

(c) КИНОКОМ, Москва, 2000

Андросов Антон

.

copyright 1999-2002 by «ЕЖЕ» || CAM, homer, shilov || hosted by PHPClub.ru

 
teneta :: голосование
Как вы оцениваете эту работу? Не скажу
1 2-неуд. 3-уд. 4-хор. 5-отл. 6 7
Знали ли вы раньше этого автора? Не скажу
Нет Помню имя Читал(а) Читал(а), нравилось
|| Посмотреть результат, не голосуя
teneta :: обсуждение




Отклик Пародия Рецензия
|| Отклики

Счетчик установлен 9 ноября 2000 - 80