Rambler's Top100
Вадим Лебедев, Эдуард Резник, сценарий документального фильма, январь, 2000


Шахматная доска, на которой рука переставляет на разные места одну и ту же фигуру, колеблясь, замирая, продумывая все возможные комбинации.

Она никогда не "работала" экспромтом. Современники описывают Соньку как расчётливую и предусмотрительную женщину. Каждое новое дело обдумывалось ею в подробностях, детально. Она всё взвешивала, принимала во внимание любые возможные случайности, любые неожиданности и повороты, тщательно продумывала сценарий любого возможного развития событий. Только после этого она приступала к делу.Каждый разыгранный ею спектакль, каждый воплощенный ею замысел, о котором мы имеем представление благодаря пожелтевшим полицейским протоколам, является только лишь надводной частью айсберга, только той малой частью ее замысла, который касался произошедшего в реальности. Как повела бы себя Сонька, повернись события, так или иначе, случись что-либо неожиданное, по иному сценарию? На любой случай у нее был разработан блистательный ход, и об этом нам теперь остается только догадываться...

Белый ферзь на доске превращается в Соню в белом подвенечном платье и с белыми цветами в руках. Приблизившись к ней, мы видим на ее лице выражение злости и слезы на ее глазах...

В 1864 году, когда Шейндле исполнилось восемнадцать лет, она была выдана замуж за торговца-бакалейщика Исаака Розенбанда.

Старинное фото добропорядочного бакалейщика, Исаака Розенбанда... В белом костюме, как и она, он приближается к ней по шахматной доске и становится с ней рядом. На его лице умильное выражение.

Этот брак с добропорядочным бакалейщиком чрезвычайно радовал Сонькиных родителей. Они так хотели видеть ее добропорядочной мещанкой, женой, матерью! Они всем сердцем мечтали, чтобы их доченька Шейндля вырвалась из этого грязного и сумрачного преступного мира, в котором обитали они сами.

Снова крупно - лицо Сони, искаженное злобой и отчаянием.

Чтобы сломать строптивую и вольнолюбивую дочь и заставить ее выйти замуж за соседа-бакалейщика, родителям пришлось приложить немало усилий... В Варшаве до наших дней сохранился акт об их бракосочетании. Однако, этот брак длился недолго.

Шахматная фигура Розенбада сбрасывается пальцем с игровой доски.

Склонная к авантюрам, риску и розыгрышам, Сонька не могла дать посадить себя на цепь. Через полтора года она сбежала от мужа, прихватив из кассы его магазина пятьсот рублей. К этому времени на ее руках уже была маленькая дочь...

Черные фигуры различных мужчин танцуют на шахматной доске и водят хоровод вокруг ее белой фигуры. Она танцует то с одним, то с другим...

В последующие годы Софья еще несколько раз выходит замуж, но теперь уже не под давлением родителей, а сама... Каждый раз она принимает фамилию нового мужа, и при этом разными способами сохраняет за собой старый паспорт. С некоторыми мужьями она прожила всего несколько недель. Таким образом, у нее собралась целая коллекция подлинных паспортов, представляющих ее и как Софью Рубинштейн, и как Софью Школьник, и как Софью Бренер, и так далее.

Старинная фотография Михеля Блювштейна.

Последним в этом списке стал известный карточный шулер и вагонный вор Михель Блювштейн.

Это один из немногих людей, которых Сонька любила до самозабвения. Михель Блювштейн был в молодости помощником провизора, впоследствии слыл опытным и удачливым железнодорожным вором. Его фамилию она будет носить до конца своих дней.

Другая фотография Михеля Блювштейна, и следом, наплывами - его другие фотографии...

Он был достаточно высокомерным человеком и не привык прислушиваться к чужому мнению. Пользуясь заслуженной славой в уголовном мире, он считал себя непревзойденным асом в своей области. Так считали многие. Однако, Сонька открыто выражала ему свое недовольство его импульсивностью, непредусмотрительностью, невниманием к мелочам. Ему это не нравилось. Он свысока высмеивал Соньку и всячески подчеркивал, что она его жена и должна знать свое место. Вместе с тем, в глубине души он сознавал, что Сонька на самом деле права. Она требовала от него более высокого уровня проведения операций, более кропотливого и вдумчивого планирования. Тем не менее, он не мог найти в себе сил согласиться с ней и уступить ее требованиям. По одной единственной причине - она была женщиной. Пойти у нее на поводу и следовать ее советам означало для него подпасть под влияние этой одаренной женщины и навсегда утратить свою извечную власть над ней, своё превосходство мужчины, свой непререкаемый авторитет и лидерство в семье...

Старинная фотография Соньки с четырехлетней доченькой на руках.

Через некоторое время одна из подготовленных им операций с треском провалилась и он вынужден был удариться в бега... Все его великие ценности превосходства мужчины перед женщиной были единственным, что он смог взять с собой в дорогу, а Соньке остались поиски средств к существованию для себя и для своей маленькой дочери...

Освободившись от диктата мужа, Сонька дала развернуться всем своим талантам.

Наезд на мать с дочерью на руках.

В последующие годы она заставит весь мир восхищаться своими дерзкими замыслами и их воплощениями, своей блистательной драматургией, точной режиссурой, непревзойденным актерским искусством...

<<   ЮНКЕР ГОРОЖАНСКИЙ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПОДРУГИ СОНЬКИ   >>