Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном

Название моей субботней странички почти с необходимостью вытекает из того, чем приходилось и доводится заниматься. Закончив в Австрии факультет католического богословия Венского государственного университета по кафедре сравнительного религиоведения, я параллельно обучался и продолжаю своё образование также на факультете филологии и истории культуры этого же университета в области востоковедно-филологических и историко-философских наук. Индология, тибетология, буддология и арабистика с исламоведением как-то сами собою попали в центр моих интересов.

Вспоминая же о библейских корнях слова «суббота», означающего в своих глагольных истоках «прекращение (труда)» и далее, — «отдохновение», «праздник», хотелось бы, чтобы наши субботние беседы-семинары послужили прекращению безудержной гонки рабочей недели, хотя бы немного останавливали время, позволяя не самым насущным, но небезынтересным вопросам занимать нас. Служа отдохновению от суеты повседневности и удовлетворяя любознательность. Жанр семинара предполагает неторопливое, углублённое занятие каким-либо предметом, его возможно всестороннее освещение. Давайте же вместе открывать древнюю форму философского общения: размеренную беседу, этот праздник для души и наслаждение всякому живому уму.

 edgar-leitan

Эдгар Лейтан

Колонка начата 29.11.2008, выходит по субботам.
Всего написано 75 статей.

Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном 18.03.2012, № 75

Кое-что об индийских богах и индийских снах

Искреннее стремление понять чужое открывает нам многое о нас самих. Экзотические сны неминуемо сталкивают спящего с реальностью не только сна, но и состояния по ту сторону сна, вызывая желание проснуться. Сны о седой древности бывают поучительны как раз на злобу дня нынешнего.
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном 26.12.2011, № 74

Из жизни Абсурдистана: о запрете Бхагавадгиты и другие весёлые штучки

Дело, инициированное Томской прокуратурой с целью признать в судебном порядке Бхагавадгиту экстремистской литературой и запретить её в РФ, не может не напоминать своей абсурдностью «Процесс» Франца Кафки. Говорят, что у тех, кого Он решает наказать, Бог отнимает разум. Похоже, Господь действительно принялся за Россию всерьёз...
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном 18.12.2011, № 73

Правды, судьбы и блуждание в трёх соснах

Евангельский призыв к поиску Божия Царства и его правды исторически оборачивался в России всегда тиранией коллективного начала — то в лице сакрально мыслимой власти, то ли в лице распоясавшейся черни с её кровавыми бесчинствами. Утопический выход видится в самовоспитании ответственной индивидуальной личности, формировании ею самой себя без посредства властителей дум и пастухов бессловесного стада, что для традиционного понимания человека русской культуры подобно смерти.
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном 11.12.2011, № 72

О вере, о «священном» и его дебрях

Подвиг изнурительного стояния к «поясу Богородицы», как и любая вера в чудесное волшебство чем-то подобны недавнему массовому воодушевлению на митингах за честные выборы. Сделают ли они людей принципиально другими, когда те столкнутся с серой повседневностью будней, с их скукой и инерцией? Мысли о вере, религии и их непростом соотношении.
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном 24.07.2011, № 71

Оптина пустынь: калейдоскоп впечатлений от фильма

Просмотр фильма Сагалаева «Оптина пустынь. Воины Господа» произвёл впечатление фантасмагорического набора ересей, с точки зрения церковной догматики, а также навеял множество иных мыслей. Неужели действительно именно таково православное христианство? Рискну некоторые из этих «экстремистских» мыслей изложить.
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном 28.06.2011, № 70

Переживание, опыт и текстогенез

В области религии частно путают переживание и опыт. И то, и другое соотнесено с текстами традиции. Какова структура этого соотношения? Попытка задуматься над фундаментальными вопросами философии религии.
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном 20.06.2011, № 69

Алетеизм и гносиомахия: в защиту академизма

В последние десятилетия научное гуманитарное знание, а особенно филология, как на Западе, так и в России всё больше трактуется с известным презрением. Особенно примечательны в своём отрицании люди, считающие себя религиозными практиками. То есть вроде как гуманитариями. Откуда такой обскурантизм и непоследовательность?
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном 14.05.2011, № 68

Пасхальный Агни

Душа-язычница как нельзя лучше проявляется в так называемой народной религиозности: ритуалистика, магия и буйный фольклор, смешанные с недопереваренным христианством, находим во многих местах старой «католической» Европы. В этом очерке — зарисовка из австрийского религиозного быта.
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном 08.05.2011, № 67

Русская культура и её носители: попытка анализа некоторых стереотипов

Приглашение подумать над культурными стереотипами вообще и русскими культурологемами в частности. Почему в России всегда хочется «как лучше», а получается «как всегда»? Опыт мышления постороннего.
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном 10.01.2011, № 66

Паломник и револьвер духа

Одной из центральных тем любой религиозной традиции является паломничество, предполагающее недоверие кажущимся гарантиям видимого мира, а также свербящую память об ином. Поэтому инаков и странен сам паломник, являющийся немой укоризной дебелой респектабельности солидным церковным господам, в шезлонге ожидающим «солидного Господа».
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном 14.12.2010, № 65

Разговор о Боге: девять НЕ

Эти мысли о том, как разговаривать о Боге НЕ следует, включают и свою противоположность. Додуманы в виде комментария и интерпретации на слова известного испано-индийского религиозного мыслителя и католического священника Рамона Паниккара.
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном 31.10.2010, № 64

Религия, культура и подмена понятий (замечание о школьном преподавании)

В условиях общественной тенденции извратить смысл религии, всецело сводя её к формам порождаемой ею культуры, важно напомнить об общественной взрывоопасности всякой подлинной веры. «Экстремизм» искренне верующего заключается уже в одном его желании искренности. Каковая не может не задавать вопросов, неудобных для оппортунистов любого общественного строя и опасных для носителей власти, будть то власть земных или многочесленных церковных кесарей.
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном 17.10.2010, № 63

К вопросу о христианской медитации: введение в проблематику

Нередко приходится слышать вопросы о таком явлении, как медитация. Есть ли в христианстве традиция медитации? Насколько совместима медитация с христианской ортодоксией и традиционной практикой? Имеется ли вообще такой универсальный феномен, независимый от исторического и религиозного контекста? Ответы очень непросты: ниже предлагается попытка начать самостоятельное исследование, задавая правильные вопросы.
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном 18.09.2010, № 62

Религия: осторожно!

Несколько мыслей по поводу известных антирелигиозных выставок в Москве: чего хотели её устроители и участники — диалога свободного общества с Церковью или просто замешанного на скандале самоутверждения? Злобно пиная оппонента под видом критики, можно ведь дождаться и ответного пинка от менее деликатного противника...
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном 07.09.2010, № 61

«Взорвите себя сами»

Швейцарцы, в лице своих красно-зелёных либералов официально отменившие недавно наименование «мать» и «отец», подали красноречивый пример остальной Европе, услужливо показав, где покупается мыло и добротная верёвка, а также как правильно выбивать табуретку из-под ног. Итак, виват, Европа! Идущие на смерть приветствуют тебя!
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном 17.07.2010, № 60

Истина и экстремизм

Экстремизм и радикальность — внутренние свойства любой пассионарной молодой личности, с жаром ищущей истину. Какое это найдёт воплощение в социальном плане, зависит от составляющих её мировоззрения. Опасными — или благими — могут быть как религиозные, так и светские предрассудки. На фоне этой сложности недальновидное открытие государством сезона охоты на «экстремистов» представляется очередным идиотизмом.
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном 10.07.2010, № 59

О фундаменталах и секуляризме: размышляя над «ценностями»

Религиозный фундаментализм удивительно однотипен, вне зависимости от конкретноей религии своих носителей-фундаменталов. В основе его — неосознанный метафизический дуализм. Во взаимоотношениями с внешним миром — проекции навязчивой тревоги. И те, и другие твердят о защите традиционных ценностей.
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном 03.07.2010, № 58

Чудо: палитра перспектив, чудаковатых и не очень

Всякое непростое явление можно рассматривать чрезвычайно просто, походя — что нередко, как гласит поговорка, хуже воровства. А можно с рассуждением. Назовём эти разные взгляды — условными ипостасями: обывателем, любителем, языковедом-занудой, идеологом, философом, историком-культурологом, богословом, религиоведом и мистиком. Попытаемся для начала отрефлексировать свою позицию.
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном 20.06.2010, № 57

Грамматика мышления: чему и как учит философ

Грамматика мышления, каким его понимал Мамардашвили, как и структура Евангельской веры — в их перпендикулярности любой конструкции, мыслительной и общественной. Лишь освоивший эту грамматику свободы станет тенью для зла. По этой же причине мир горизонтальных измерений не может не счесть Философа экстремистом.
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном 30.05.2010, № 56

Ткань

Нет реальности как таковой, помимо её описания. Последнее образует ткань традиции. Укоренённый в религиозной традиции человек подобен одетому в тонкие, изящные одежды. И красиво, и защищает от непогоды. Однако мода на пластиковые эрзацы, похоже, добралась и сюда.
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном 26.05.2010, № 55

Религия и вера: опыт сопоставления категорий

Так же бездумно и вповалку, как научные термины «религия» и «конфессия», употребляется другая пара слов, — религия и вера, — часто просто как синонимы. Попытаемся выплести смысловую ткань обеих категорий, приглашая заинтересовавшихся к беседе или просто к молчаливому раздумью.
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном 07.04.2010, № 54

Тайноведы-мистификаторы: примечание представителя «текстояны»

Не утихает спор между представителями академического востоковедения и российскими адептами восточных практик: например, дискуссии между буддологами и буддистами. Видимо, для российского хронотопа особенно характерен постоянный поиск своих «физиков» и «лириков», либо — «толстовцев» и «любителей Достоевского». На какую же полочку поставить очередной человеческий экспонат, красиво надписав этикетку и намертво присобачив её клеем «Момент»?
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном 27.03.2010, № 53

Мысли о буддизме и христианстве

Каждая религия проходит свой причудливый исторический путь, видоизменяясь. Аскетически-монашеский буддизм становится широким путём спасения для всех, а христианство из религии гонимых иногда само делается гонителем инакомыслящих. Такая вот диалектика...
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном 14.03.2010, № 52

Об особом аромате тоталитаризма

Стукачество — это не только свойство советского человека. А советский человек — это не только подопытный субъект канувшей в Шеол империи Зла. Стукачество и советскость — это неразрывно связанные подлые качества всякой души, забывшей о своём богоподобии. Они дремлют в каждом из нас, ежеминутно ожидая переведения стрелок индикатора из состояния «возможно» — в состояние «уже».
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном 27.02.2010, № 51

Ускользающие смыслы: осмысление вскользь

Ленин считал, что «нельзя жить в обществе и быть свободным от общества». И действительно, любой человек, вопреки безмыслию «единомыслия» рискующий самостоятельно думать, выпадает из матки социального конформизма. Даже помимо своего желания он не может не выглядеть опасным экстремистом.
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном 04.02.2010, № 50

Псалтырь, Нагорная Проповедь и танцующий Шива (2: продолжение разговора)

Это продолжение нашей давней беседы о разных типах религиозного опыта, приводящего к различным образам его Источника. И в наше время проблема «всеблагости» христианского Бога на фоне трагичности мира актуальна как никогда. Теодицея продолжает оставаться головной болью христианства, от которой пока что не нашлось анальгетика. Человек, предстоящий Богу в сознании своей смертной конечности, не может об этом не вопрошать...
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном 13.01.2010, № 49

Познание себя или бельмо на глазу (к слову о давней православно-католической полемике)

В этой заметке представлен небольшой экскурс на «бреющем полёте» в сравнительную религиозную психологию и философию, с обозрением особенностей католической мистики, малознакомой её православным оппонентам. Чему вообще может нас научить чуждость — текста, опыта, метафорики?
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном 26.12.2009, № 48

Ислам как проект перманентной революции

Ислам как альтернативный проект глобализма, основанного на жёсткой религиозной идеологии, не может не столкнуться с новоевропейскими «общечеловеческими ценностями». Исламская теократия не может не вступить в конфликт с европейским религиозным индифферентизмом и специфической антропологией — учением о суверенности Человека. Истовая религиозная вера с её естественным «экстремизмом», возогреваемая конкретным грандиозным политическим проектом, гораздо более жизнестойка, чем ориентация на потребление материальных благ. Что ждёт Европу?
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном 29.11.2009, № 47

Танцующий Шива, Псалтырь и Нагорная Проповедь (часть первая)

В этом семинаре мы начнём разговор о вывертах современного обмирщённого сознания среднего европейца, который в поисках религиозного опыта (если его вообще таковой интересует) путешествует в Индию и иные азиатские дали. Хотя иной раз стоило бы попросту нагнуться и поднять прямо с земли под ногами завалявшийся золотой.
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном 23.11.2009, № 46

Заметки об универсальности некоторых религиозных метафор

Вниманию предлагаются размышления над одной из центральных метафор многих религиозных традиций — образом Пути. Каждая религия по-разному описывает его. Что при этом мог бы сказать посторонний метафизик, пытающийся окинуть взглядом явления в их целостности, но не чуждый и явственно субъективной точки зрения?
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном 12.11.2009, № 45

Смерть академика Виталия Гинзбурга как повод подумать о...

Весть о смерти выдающегося учёного-физика Виталия Гинзбурга, последовательного атеиста по мировоззрению, много на мировоззренческие темы публиковавшего, подвигла меня вновь поразмышлять над такими вопросами, как атеизм и религиозная вера и их душевная обусловленность, наука и мировоззрение, клерикализм и религиозные предрассудки, а также над тем, чего никому никогда ещё не удалось избежать.
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном 01.11.2009, № 44

Terror Antiquus или Древний Ужас: заметки о терроре и терроризме

Кажется, древние языческие боги торжественно возвращаются в наше «постхристианское» сознание, циклически возрождаясь, как им и положено. Находя площадку души чисто выметенной от прежних христианских «предрассудков». В числе которых — скепсис по отношению к насильно и извне навязываемым сознанию паническим страхам. Именно поэтому terror, то есть ужас бытия, приобретает злобно свербящий суффикс, становясь идеологией терроризма.
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном 20.10.2009, № 43

Об одиночестве мысли в уединении

Навряд ли возможно выдумать ещё какую-нибудь тему, которая бы настолько всех нас, человеков, касалась. В разные периоды жизни по-разному, но всегда — болезненно, когда острым лезвием или пронзительным уколом, когда тупой иглой, а когда и гноящейся, смутно-беспокоящей занозой. Я знаю наверняка, что выход не в обрыдлом коллективизме. Не уверен также, что в одной лишь общинности. Не уверен вообще, что выход по земным меркам имеется.
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном 11.10.2009, № 42

Утопичность недо-утопии: историософский этюд

В очерке предлагается попытка поразмышлять над сущностью утопий и антиутопий, об их сходствах и различиях с религиозной эсхатологией. Почему же так не хочется иногда быть своим собственным современником? Не претендуя на исчерпывающий характер, лишь выхватывая острые углы...
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном 27.09.2009, № 41

Vox populi vox Dei? (Глас народа — глас Божий?)

Vox populi vox Dei? Всегда ли «глас народа» соответствует «гласу Божию»? Что могли бы сказать по этому поводу учёный религиовед и учёный богослов? Попытаемся рассмотреть казус «Городецкой фрески» в сравнительном историческом и культурном контексте.
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном 13.09.2009, № 40

Слово о метаморфозах Слова

Никогда раньше сакральное в своём происхождение Слово не было так глубоко профанировано и обесчещено, как в последнее столетие, превратившись из божественной инстанции в лживую проститутку. Как такое возможно, где истоки единого смыслового ряда Слова и Власти? Предлагаю свои начальные размышления над данной очень непростой темой.
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном 06.09.2009, № 39

И снова об экстремизме: политкорректность по-российски

Свои грустные размышления мне бы хотелось парадоксально озаглавить также «В защиту бандитов». Ибо если ныне, в угоду высоким, попахивающим нефтяным духом политическим играм, принято говорить, что у «боевиков нет ни национальности, ни религии», то мне хочется грудью встать на защиту их «прав человека» и громко заявить: «У любых „бандитов“ вполне имеется и конкретная этническая принадлежность, и часто они исповедуют определённую религию, и в этом они даже более последовательны и бескомпромиссны, чем иной теплохладный традиционный верующий».
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном 28.08.2009, № 38

К вопросу о компаративистикe: слово защитительное

В наше время модным направлением мысли стала компаративистика, то есть сравнение «как бы» всего со всем. Иногда мне вспоминается при этом попытка сравнить вОрона с письменным столом. Но порой кажется — сравнение будит мысль, ибо избегает однозначных ответов и почёркивает нюанс. А за мысль ведь могут и прибить, убить, или к примеру — посадить. Как это ни странно...
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном 20.08.2009, № 37

О политкорректности, мультикульти и мягкой поступи тоталитаризма

Проживая в начале 2000-х в Вене в одном общежитии, я наговорил смеху ради на телефонный автоответчик несколько вполне безобидных фраз на арабском. Поразил меня неподдельный испуг моих австрийских знакомых, советовавших юродскую запись немедленно стереть. На мой придурковатый вопрос: «Почему?» они туманно заявили, почти по-советски опасливо оглядываясь по сторонам, что «это может для тебя плохо кончиться». После этого случая я и вывел, что «Совок — понятие метафизическое».
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном 14.08.2009, № 36

Мир через культуру? Разрозненные мысли вслух

По воле пекущегося о нравственном здоровье нации Президента вскоре в российских школах введут то ли «религию», то ли «духовность с нравственностью», то ли «культуру», а то так всё вместе. От каждого из терминов так и разит неопределённо-скользким интеллигентским словечком «как бы». Попытка поразмыслить о проблематике, а заодно и о терминологии.
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном 01.08.2009, № 35

Казусы текстологии в медленном прочтении

Если некто, допив бутылку водки, поставил пустую тару под стол, сразу ясно, что это русский. «Свои» понимают, почему он это сделал, а иностранцу нужно медленно и терпеливо всё разъяснять, делая экскурс в особенности русской питейной культуры. Такими же туповатыми чужаками должны себя почувствовать все мы, раскрывая древние тексты, пусть и в современных переводах. Ибо понятность их нередко обманчива.
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном 29.07.2009, № 34

Христианство и модальная методология

На вопрос о том, верю ли я в ад, посмертное существование, благого Бога и всё такое, мне не хочется давать слишком поспешного ответа. Подобно еврейскому рэббе из известного анекдота, я предпочитаю переспрашивать: А что конкретно вы имеете в виду, когда говорите «ад» и прочее? И что значит «верить»? — Следует попытка применения методологии модальностей на христианском, как и любом другом религиозном материале.
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном 24.07.2009, № 33

Мысли о фундаментализме, традиционализме и причудах герменевтики

Атеисты-нигилисты и религиозные фундаменталисты часто удивительно схожи в своём отношении к авторитетным культурообразующим текстам. Первые наивно считают, что разум тут и не ночевал. Вторые, к сожалению, тоже, на свой лад полагая разум опасным для веры. Лечением для обеих экстремистских позиций представляется просвещённый религиозный традиционализм.
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном 14.07.2009, № 32

К вопросу о вере, сомнении и опыте в познании и религии

Почему-то мы обычно слепо доверяем своему лечащему врачу, не осмеливаясь перечить в деле исцеления телесных недугов. Когда же речь заходит о сфере религиозного опыта, то мы часто или отрицаем компетентность «специалистов», или полагаемся на собственные наивные суждения. Что это — философская непоследовательность или обыкновенная бытовая глупость?
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном 04.07.2009, № 31

Разговор об атеизмe и не только: нащупывая болевые точки

У человека, органически укоренённого в религиозной традиции, фантазии атеистов о бессмысленной чёрной дыре астронoмического «космоса» с разбросанными в зияющей пустоте, на безумном расстоянии друг от друга гигантскими огненными шарами, а также вера в окончательный распад и исчезновение «гнилостной груды» тЕла — ничего, кроме омерзения, вызвать не может.
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном 22.06.2009, № 30

Религиозная вера и атеизм: недостаток культуры дискуссии

Раскалённая атмосфера споров вокруг тем «религии и атеизма» показывает, насколько это задевает людей за живое. Однако вместо вдумчивого разговора дело часто заканчивается словесной поножовщиной. Вырастем ли мы когда-нибудь из этого пещерного отношения к «идейным врагам», в котором культура дискуссии является чем-то неведомым?
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном 14.06.2009, № 29

О своём уставе в чужом монастыре: паноптикум наблюдений

У собаки «язык чистый, а шерсть поганая», а у кошки наоборот — «язык поганый, зато шерсть чистая». Кошки даже в православные храмы вхожи, чуть не в алтарь. Собакам, как имеющим «поганую», то есть «языческую» шерсть, вход туда строго заказан. Зато собакам вполне можно довериться по части врачевания колото-резаных ран, полагаясь на целебные особенности «чистого» языка друзей человека.
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном 10.06.2009, № 28

О вере, неверии и прочем разном: критическая зарисовка

Попробовав, шутки ради, подходить к людям с меркой их отношения к религии, быстро выясняем, что некоторый скепсис здоровее иной религиозной веры. Верить можно и во Христа, трепеща, подобно бесам, и в сушёную звериную лапку, оберегающую от сглаза, в энергии минералов, в волшебную щучью челюсть или в светлые идеалы коммунизма.
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном 01.06.2009, № 27

Хронотоп и способы его существования

Размышляя над взаимозависимостью пространства и времени, я вспомнил бахтинское понятие хронотопа. То, что было разработано в литературоведении, представляется интересным с точки зрения религиоведческой рефлексии. Осуществление и путешествие религиозно-культурного хронотопа происходит в ритуале. Развёртка этого путешествия — Традиция. Насколько мы способны понять то, что говорилось, писалось и делалось по определению не для нас?
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном 24.05.2009, № 26

«Всё это, видите ль, „слова, слова, слова“»: ремарка филологически-философская

Язык служит средством общения. Этот трюизм, своим глубокомыслием подобный высказыванию о Волге, впадающей в Каспийское море, однозначен лишь на первый взгляд. Нередко один и тот же язык может возводить великие китайские стены отчуждения, а одни и те же употребляемые слова — разобщать их носителей пуще зловредной вражеской пропаганды в лице хрестоматийного шпиона с рацией и с баклажкой яда, распространяющим на площадях слухи о «нашем близком поражении».
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном 17.05.2009, № 25

Размышление религиоведческое о природе, роде и свободе

Беды нынешнего российского общества, как кажется, глубинно связаны с традиционным русским недоверием к индивидуальной личности с её свободой, то есть с плохо усвоенным христианством. Отсюда и всеподавленность родовым началом, олицетворяемым для многих в образе Государства, которое одно как бы является полноценной личностью. Отсюда и нехристианская бытовая вера в надличностную судьбу, парализующая всякое индивидуальное начинание.
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном 10.05.2009, № 24

Странная вещь память: воспоминания о Днях Побед

Реальным историческим событиям свойственно превращаться в процессе культурной памяти коллектива во вневременные легендарные деяния, истолковываемые в соответствии с целями господствующей идеологии. Последняя, инструмент Князя мира сего, странным образом претворяет благую весть Христа в «смерть еретикам», а действенную благодарность живым ещё участникам великой Войны — в лишний повод для очередных угроз.
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном 02.05.2009, № 23

Нужна ли нам ксенология: заметки востоковеда-любителя

Науки о Востоке получили в европейских немецкоязычных университетах ласково-уничижительное прозвище «орхидейных дисциплин» (Orchideenfaecher): красиво, но совершенно бесполезно! Пришло время переоценки востоковедения в более широком контексте наук о человеке. Познавая «чужое», подлинный гуманитарий всегда будет познавать сам себя. Требующее же времени и ресурсов самопознание может окупиться в качестве предохранительной прививки от яда вражды и ненависти.
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном 26.04.2009, № 22

О нашей всемирной отзывчивости: мифологические раздумья

Всем нам со школьного детства известно высказывание о «всемирной отзывчивости» русского культурного гения. Заключается ли в этом выражении объективная истина, независимая от наших фантазий о самих себе? Или это всего лишь одна из популярных смыслообразующих мифологем, каковые создаёт каждый народ? К сему приглашение к размышлению.
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном 18.04.2009, № 21

К понятию «христианской нации»: тревожное рассуждение

В период духовного и социального брожения, характеризующего распад идеологических систем, возникает стремление реанимировать отжившие идеологии, скрестив их с религиозными символами. Так оживает идея избранной христианской нации, которую надо бояться, чтобы уважать. Так живой Бог христианской Пасхи заменяется поклонением «благодатному огню».
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном 11.04.2009, № 20

О философии и духовном делании: набросок сравнительной аксиологии

Есть ли нечто общее между занятием философа и жизнью сознательного религиозного практика, который в своём пределе всегда мистик? Сходство видится в метафоре «внутреннего делания», призванного постепенно преобразовывать сознание и жизнь человека во всех её проявлениях. В чём различия между ними?
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном 05.04.2009, № 19

О благодарной памяти

Постепенно уходят от нас наши великие современники. Оставляя нас наедине, каждого со своей совестью: чем мы сами сможем хотя бы в малой степени продолжить их делание? Огонёк благодарности за всё видится этой реальной возможностью для каждого из нас быть достойными явленными ими примера.
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном 28.03.2009, № 18

Несколько слов в защиту джихада: великопостное примечание

Терроризм намеренно выставляется как лицо ислама. Подобные утверждения ушли недалеко от высказываний, что-де «каждый итальянец состоит в мафии», «каждый немец сухой и бездушный педант», а «каждый русский — пьяница».
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном 21.03.2009, № 17

Чему может научить Индия: романтика, академическая наука и мистика

Систематические занятия суховатой академической наукой порой имеют своими истоками восторженные романтические увлечения в юности. Захваченность же ума далёкой Индией вполне может дать человеку думающему пищу для размышления над состоянием собственного душевного дома. Пытаясь понять чужое, почти неизбежно узнаёшь что-то и о себе самом. Этот очерк — о превратностях приключений духа и об уроках, которые из сего возможно извлечь.
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном 15.03.2009, № 16

Тибет: странички истории и аспекты мифологии

Тибетский народ отмечает в эти мартовские дни 50 лет эмиграции своего лидера Далай Ламы, а также более полстолетия угнетения со стороны коммунистического Китая. Для нас это лишний повод задуматься над таким уникальным явлением в калейдоскопе мировых культур, как Тибет, и поразмышлять о различных сторонах связанных с ним мифов, а также об общекультурных последствиях тибетского рассеяния.
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном 07.03.2009, № 15

О праве на незнание

Знание, образованность и информированность нередко считаются чуть ли не синонимами. На самом деле между ними значительная разница, как между поспешным глотанием в общественном транспорте гамбургера под чтение ежедневной газетки — и радостью от наслаждения изысканными яствами в дорогом ресторане под музыку Вивальди, сопровождающего неторопливую дружескую беседу.
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном 28.02.2009, № 14

Реальность и виртуальность в аспекте телесности

Темой сегодняшнего разговора будет интернет как намечающаяся новая массовая парадигма межчеловеческого общения. Реальное общение происходит непременно в телесном воплощении. Интернетовская же «коммуникация» предполагает последовательное развоплощение человека, так что даже непонятно, кто с кем «общается».
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном 21.02.2009, № 13

Постмодернизм, психоанализ и фельетонная эпоха: несколько замечаний

В данном фрагментарном очерке хотелось бы подумать над такими знаменательными явлениями общественного сознания, как постмодернизм и психоанализ. Давно став общепризнанной идеологией расценивания всех ценностей (первый) и массовой психотехникой, диктующей новую жёсткую нормативность в постхристианском обществе (второй), оба феномена являются двумя гранями одного массированного процесса расчеловечивания человека в его традиционном европейском понимании.
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном 14.02.2009, № 12

О мудрости народной и границах её применимости

Все мы знаем русскую народную похвалу простоте, собирающей порядка сотни ангелов. Памятна нам и ассоциация с ухищрениями средневекового схоластического богословия, исчисляющего количество тех же существ на кончике иглы. Предметом данного очерка является беглое сравнение, с высоты птичьего полёта, некоторых констант русского культурно-религиозного хронотопа с западноевропейским, при критическом рассмотрении возможностей того и другого.
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном 07.02.2009, № 11

Свой среди своих, чужой среди чужих

Материалом для данных раздумий послужили разговоры на родине исключительно со «своими». Как человек, привыкший хотя бы из философско-методологических соображений всегда и всем быть хотя бы немного «чужим» (и прежде всего самому себе), я не мог обойти стороной постановки вопроса о том, кто мы такие друг другу. «Это — наш человек,» — подобные высказывания, хоть и вполне обычны и понятны в утробно-душевном быту сероватой повседневности, кажутся мне злобной насмешкой над главной религиозной мыслью библейского Откровения.
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном 31.01.2009, № 10

Так называемая «ментальность» и проблема понимания

Попробуем задуматься, как часто мы пользуемся словами, не понимая до конца всех их смыслов. Одно из таких прихотливых оранжерейных растений, превратившихся со временем в заполонивший пространство сорняк — словечко «ментальность», раздражающее своим всеприсутствием. Данное клише, будучи производным определённого типа сознания, расчленяет многоцветный мир на элементарные дуальные оппозиции по чёрно-белому принципу, делая всякую попытку подлинного понимания «чуждого чужого» заранее обречённой на неудачу.
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном 24.01.2009, № 9

Иерусалим, Афины и мистический Бенарес

Тема иррационального «Иерусалима» и рациональных «Афин» издавна волновала умы и сердца европейских мыслителей. В наше время акцент несколько сдвинулся. Первые два прежних полюса парадоксальным образом воспринимаются в единстве «иудео-христианского» наследия и противопоставляются миру «мистического Бенареса», как я рискнул обозначить нынешнюю увлечённость на Западе наследием индийского культурно-религиозного ареала. В очерке даётся попытка подхода к явлению во всей его сложности, посредством исследования неоднозначного понятия «медитации».
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном 17.01.2009, № 8

О Священных Писаниях и священных языках

Часто мы слышим или сами употребляем словосочетания «священные Писания», «священный язык». Всегда ли были священные языки «священными»? Непременно ли основополагающие религиозные тексты — «Писания»?
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном 10.01.2009, № 7

Преподавание религии в средней школе: взгляд из дальнего зарубежья

Предметом острых дискуссий в российском обществе в последнее время является введение преподавания Основ Православной Культуры в качестве школьной дисциплины. В этой связи мне хочется взглянуть на проблематику из католического «далека» Австрии и поделиться некоторыми личными наблюдениями по данному вопросу.
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном 03.01.2009, № 6

Свет с Востока и кармические прыгуны

Одним из модных на современном постхристианском пространстве объяснений и оправданий существования на свете зла является индийская по происхождению идея кармической причинно-следственной взаимозависимости. С ней соседствует другая мифологема — о множественности индивидуальных существований. Получив широкое распространение на Западе, оба учения подверглись сильному этическому переосмыслению. Идея перерождений потеряла свой традиционно-угрожающий характер, отлично вписавшись в схему «абсолютной относительности» добра и зла и ухода от индивидуальной ответственности.
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном 27.12.2008, № 5

Образы Бога и образы человека: Рождественский диалог

Атеист, отвергающий «бога» во имя «разума», и человека представляет себе иначе, чем верящий в личного Бога христианин. Наш образ Того, кто над нами, незримо определяет и наше думание о нас самих. То есть теология тонко связана с антропологией, а изменения одной из двух ведут с неизбежностью к модификациям другой. Попытаемся проследить эту динамику на нескольких конкретных примерах из истории идей.
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном 20.12.2008, № 4

Теодицея и интонация разговора

Наша прошлая беседа выявила как большой интерес читателей к затронутой теме, так и указала на необходимость дальнейшего её развития. Мы начнём рассматривать христианский образ Бога как благого Творца и Промыслителя перед лицом существующего в мире зла. Попытаемся также затронуть иные ответы религий на вызов страдания. Вторая проблема — это сама интонация подобного рода разговоров: совместим ли желаемый диалог с отношением нападения и апологии? Итак, первые робкие шаги к пониманию
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном 13.12.2008, № 3

Метафизика терроризма: наблюдения феноменолога

Реальность терроризма, кажется, уже прочно вошла в наш мир 21-го века, став почти что обыденностью. Сможем ли мы даже из этого страшного явления извлечь для себя пользу, будет зависеть от качества нашего мышления.
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном 06.12.2008, № 2

Мистика: основные понятия с высоты птичьего полёта

Сложность «мистики» со сравнительно-религиоведческой точки зрения предполагает наличие целой системы понятийных координат для её хотя бы поверхностного описания. А универсальность феномена позволяет надеяться на возможность выделения ряда черт, общих для разных мистических традиций. Об этих свойствах и пойдёт речь в нашей очередной субботней беседе.
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном 29.11.2008, № 1

Мистик-мистификатор: об обертонах одного популярного понятия

Каждый из нас неоднократно слышал слово «мистика», а может, интересовался ею практически. Наш субботний семинар хочет глубже исследовать эту тему, для начала задавшись вопросом, а так ли уж само собой разумеется, о чём идёт речь?

ИнфоМеню



ИнфоФонд

Читайте также

Кое-что об индийских богах и индийских снах

Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном

Из жизни Абсурдистана: о запрете Бхагавадгиты и другие весёлые штучки

Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном

Правды, судьбы и блуждание в трёх соснах

Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном

О вере, о «священном» и его дебрях

Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном

© 2004—2014 Союз «ЕЖЕ»
about EZHE  |  карта сайта   
идея и координация
Александр Малюков

программирование
Дмитрий Леонов

дизайн
Владимир Липка

хостинг
PHPClub.ru