Обертоны по вторникам с Борисом Лифановским

Колонка «Обертоны по вторникам с Борисом Лифановским», будучи местом, предназначенным для изложения исключительно субъективных соображений по тем или иным поводам, обертонирует всем объективным явлениям нашей музыкальной действительности. Автор «Обертонов» получил высшее музыкальное образование в Московской консерватории, три года работал в оперном оркестре Мариинского театра (Санкт-Петербург), в настоящее время — артист оркестра Большого театра России, автор книги «Интернет для музыканта», основатель крупнейшего форума об академической музыке.

ФРИ № 127

Борис Лифановский

Колонка начата 17.08.2004, завершена 25.04.2006.
Всего написано 55 статей.

25.04.2006, № 55

Реклама — двигатель?

Когда-то ставилась под вопрос необходимость создания собственного сайта. Сегодня свои сайты есть даже у небольших музыкальных компаний и магазинов, но предложение разместить рекламу в интернете все еще вызывает у них недоверие.
11.04.2006, № 54

Не имей Амати, а умей играти

Никто не станет оспаривать тот факт, что лучшие оркестровые коллективы мира, точно так же, кстати, как и лучшие солисты-инструменталисты, обладают индивидуальным, неповторимым звуком. В качестве наиболее характерного примера можно привести, скажем, оркестр Венской филармонии. Звучание этого коллектива имеет присущие только ему черты, что обусловлено, в том числе, и тем, какие инструменты используются в оркестре.
28.03.2006, № 53

Памяти Игоря Лифановского

Каждую его запись без исключения, на мой взгляд, можно считать эталонной. В каждой слышен не только стопроцентный профессионализм и техническая свобода, не только глубокое понимание музыки, но и невероятная искренность исполнителя. Его игра — образец музыкантской честности как перед собой, так и перед слушателем.
21.03.2006, № 52

На голом энтузиазме

Готовность удовлетворить существующий спрос на продукцию того или иного характера является принципиальной основой для существования успешного бизнеса. Но в случае с академическими концертами в России все иначе. Спрос есть, предложение есть, а бизнеса — нет.
14.02.2006, № 51

Об искусственно установленных ограничениях

Многим людям кажется, что для того, чтобы получать настоящее удовольствие от музыки, нужно долго учиться и много знать. В действительности, даже если говорить об уровне игры, скажем, скрипачей — практически любой человек с улицы, услышав игру двух исполнителей, безошибочно сможет отличить хорошее от плохого, а главное, получить от хорошего исполнения удовольствие.
31.01.2006, № 50

Юбилейное

Даже если на планете и найдется человек, никогда не слышавший о Моцарте, он наверняка отметит про себя, что такой размах торжеств, связанный с чьим-то 250-летним юбилеем — это вовсе не плохо для музыканта, фактически, лишенного детства и не дожившего до тех лет, которые принято называть «средними».
17.01.2006, № 49

Фестивальное

Таланты сами по себе никуда не делись. А вот очевидный недостаток возможностей для их внятной самоорганизации слегка настораживает. Собственно, именно здесь пролегает демаркационная линия между искусством и пресловутой индустрией.
03.01.2006, № 48

Дороги, которые мы выбираем

От регулярных переездов очень устаешь. Сначала это кажется экзотикой, потом рутиной, а потом ты понимаешь, что способен заснуть практически в любых условиях, а «домом» называешь любое место, где распаковываешь чемодан и останавливаешься дольше, чем на сутки.
20.12.2005, № 47

Андрей Уваров: «Я всю жизнь пытаюсь преодолеть собственную планку»

В искусстве балета самое главное — это хореография. Но, чтобы создать хорошую хореографию, необходима хорошая музыка.
06.12.2005, № 46

Блоги здесь

Среди огромного количества российских блогов, лишь несколько регулярно публикуют заметки об академической музыке так, чтобы их хотелось читать каждый день.
22.11.2005, № 45

Реквием Верди

С точки зрения слушателя, для Верди Реквием представляется драмой ничуть не меньшей, чем, скажем, те драмы, которые развертываются в его «Аиде» или «Дон Карлосе». И в операх, и в Реквиеме самое важное для Верди — сила и красота человеческого духа. Все остальное — в значительной мере условности того или иного конкретного сюжета.
15.11.2005, № 44

Памяти Учителя

Трудно объяснить словами тяжесть утраты. Трудно даже в нее поверить. Татьяна Алексеевна Гайдамович любила и поддерживала — делом ли, просто ли словами ободрения — всех своих учеников без исключения. Она из тех людей, в отношении которых всегда кажется — недоговорил, недорассказал, недополучил. С другой стороны, каждое слово, сказанное ею, теперь будет вновь и вновь пересказано, осмыслено и бережно уложено в корзинку памяти.
01.11.2005, № 43

Дайте сказать

Сегодня академическая (или классическая — как кому удобнее) музыка представляет собой некий штамп, в соответствии с которым одни делают ее поводом для бесконечного праздника, а другие — ставят на службу собственным творческим изысканиям. И то, и другое — закономерно.
11.10.2005, № 42

Кто эта Дульская?

Истинная театральность музыки Чайковского неизменно поражает. Даже если, как в случае с «Мазепой», эта театральность скрещена с тем, что академик Асафьев в свое время обзывал «мейерберовщиной».
04.10.2005, № 41

Овация в зале, улюлюканье за сценой

Многие музыканты и критики просто боятся харизмы. Как молодой Леонард Бернстайн, которого отвергали похожим образом — в его случае как хвастуна, технически неподготовленного и несколько жуликоватого в своей театральности нахального чужака с Бродвея — г-н Гергиев, кажется, раздражает людей тем, что действует шире, чем от него ждут.
27.09.2005, № 40

Лев Евграфов: «Заниматься педагогикой для карьеры — это где-то даже аморально!»

Для того, чтобы создать школу, необходимы несколько элементов, несколько качеств, которыми из русских виолончелистов обладал только Давыдов. Потому что Давыдов был, во-первых, блестящим исполнителем, во-вторых, композитором, который создал репертуар, и в-третьих, педагогом, который создал свою методику преподавания игры на виолончели. Все это необходимо для того, чтобы создать законченного виолончелиста.
20.09.2005, № 39

Реконструкция

Сторонники российской театральной реформы указывают на то, что во всем мире только очень небольшое число театров финансируется государством. Все остальные ищут деньги сами. Но задумайтесь, что потеряли бы те же Соединенные Штаты, если бы военный бюджет сократился на четверть, а высвободившиеся деньги были бы распределены между различными культурными учреждениями?
26.07.2005, № 38

Антракт

«Обертоны» заканчивают свой первый сезон все-таки с положительным балансом.
19.07.2005, № 37

Лето в большом городе

В последнее время с наступлением лета все чаще можно услышать о планировании и проведении open air'ов — концертов или мини-фестивалей на открытом воздухе. Идея, что и говорить, хорошая. Жаль только, что в Москве и вокруг Москвы в таких концертах не участвуют музыканты академического направления.
28.06.2005, № 36

Кого мы ждем?

Плохие критики, которых большинство, кучкуются в курилке в Большом зале консерватории и невзначай, но громко, обсуждают события концертной жизни в «Кофемании» около Малого зала. Хорошие критики, в душе сожалеющие о собственной незначительности перед лицом происходящего на сцене, печально выпивают в одиночестве. Великие критики ухитряются избегать мелочных оценок и сиюминутнных восторгов. Кажется, будто они всегда немного в стороне от событий — и когда они правы, и когда нет. Но именно эти люди указывают будущему на истинно масштабные явления искусства своего времени.
21.06.2005, № 35

Эри Клас: «С изменением политического строя в до мажоре ни одного знака не появилось»

Я говорю: «Николай Семенович, почему? Ведь мне же предлагают место в столице Советского Союза!» Он говорит: «Нет, я запрещаю!» Я опять говорю: «Но почему, Николай Семенович?» А он отвечает: «Потому что вам на задницу поставят синий штамп — знаете, с такими штампами мясо продают на рынке? Вот такой синий штамп поставят, на котором будет крупными буквами написано — „Марица“! И с этим штампом вы будете жить всю жизнь!»
07.06.2005, № 34

Что нового?

В тот момент, когда большинство сограждан рассматривает ленту новостей РБК или NewsRu, я погружен в изучение лент LSM или ArtsJournal. Положим, я делаю это благодаря тому, что у меня нет проблем с английским. А что делать тем, у кого эти проблемы есть?
31.05.2005, № 33

Пойми меня правильно

Музыка дает возможность самовыражаться наиболее легким, приятным и, главное, общепонятным способом. Иными словами, по выражению Бернарда Шоу, «музыка представляет собой искусственную форму общения, общую для всего человечества».
17.05.2005, № 32

Аппаратура при нем

Удовольствие от музыки, хоть и зависит отчасти от физиологии нашего слуха, но не опирается на нее полностью. Хорошую музыку пишут не рукой, а сердцем. Так что это только кажется, что ее надо слушать ушами.
10.05.2005, № 31

Музы не молчали

В течение войны фронтовые бригады объединили около 45 тысяч артистов — в военной терминологии это приблизительно три дивизии. Все вместе они дали в частях свыше полутора миллионов концертов.
26.04.2005, № 30

Не бойся, я с тобой

Большой плюс заключается в том, что музыкальная действительность у нас все-таки есть. А на Западе, если верить г-ну Лебрехту и «Русскому журналу», ее либо уже не существует, либо она отдаст концы в самое ближайшее время.
19.04.2005, № 29

Учитесь слышать

Современная музыкальная действительность, безусловно, очень отличается от таковой пятидесятилетней давности. Но это совершенно не говорит о том, что сегодня не существует музыкантов, чье исполнение может по-настоящему тронуть.
12.04.2005, № 28

Семеро одного не ждут

В оркестровой практике существует привычка говорить «музыканты и дирижер». Это довольно важный момент — дирижера называют музыкантом тогда и только тогда, когда других слов для похвалы найти просто невозможно. Во всех остальных случаях дирижер по отношению к артистам оркестра и в самом деле не «музыкант», поскольку является представителем принципиально иного класса людей.
01.03.2005, № 27

Хорошо забытое новое

Прямое заимствование либо так и называется — заимствование, либо именуется обидным словом «плагиат». Так или иначе, его легко распознать. Труднее с заимствованием идей.
21.02.2005, № 26

Опера на вырост

Невозможно понять, музыка кого из наших современников через сто лет будет считаться «музыкальным памятником». Сегодня мы называем Верди великим оперным композитором, а когда-то он носил прозвище «Атилла человеческих голосов». Первая постановка оперы «Кармен» провалилась, а один из критиков написал о Бизе, что он знает многое, чему не учат в консерваториях, но не знает ничего из того, чему там учат.
15.02.2005, № 25

Действия пилота по выходу из штопора

Просто создать в Сети место для обсуждений и думать, что туда все придут, начнут разговаривать друг с другом, благодаря чему родится много замечательных идей, нельзя. Для интересного разговора нужны правильное время и место, иногда — провокация, а главное — интересные участники.
01.02.2005, № 24

Честная игра

Справедливых музыкальных конкурсов не существует не потому, что их невозможно организовать — провести анонимное прослушивание трудно, но в принципе возможно. Правда заключается в том, что, как это ни забавно, справедливый конкурс никому не нужен.
25.01.2005, № 23

Интермедия

Во время исполнения всегда стараешься слушать себя как бы со стороны. Поднимаешься на уровень выше, чем можно описать словами. Становишься един с чем-то, что гораздо значительнее, чем ты сам. В конечном итоге, именно в этом заключается весь истинный смысл музыки.
18.01.2005, № 22

Конвой для кино

Историю кино можно поделить на несколько периодов, каждый из которых будет обладать свойственными только ему отличительными чертами. Если говорить о советском кино 30-х годов, то такой отличительной чертой, конечно, будет появление звуковых фильмов. С этого момента количество выразительных средств, доступных кинематографистам, чрезвычайно расширилось.
11.01.2005, № 21

Раскрутка.Ru

Трудно говорить об исполнителях популярных жанров, но личные сайты подавляющего числа музыкантов и ансамблей академического направления с трудом набирают даже двадцать-тридцать посетителей в день. Ни о какой целенаправленной раскрутке одного или серии концертов тут речь идти, конечно, не может.
28.12.2004, № 20

Художник и царь

Речь пойдет о книге Соломона Волкова «Шостакович и Сталин: художник и царь», выпущенной в 2004 году издательством «Эксмо». Те вещи, которые обсуждаются в этой книге, по сути, выходят далеко за рамки эпохи, о которой она написана. История — штука загадочная, и всегда трудно предугадать, в какую сторону повернет ее бег.
21.12.2004, № 19

Сказка, рассказанная ночью

«Щелкунчик» — не добрая сказка для детей, а грустная притча для взрослых, повествующая о том, что чудес на свете не бывает. О том, что Щелкунчик если и победит врагов, унося возлюбленную в сказочную страну и обернувшись впоследствии принцем, то Любовь — настоящая, искренняя, крепкая, верная любовь — на поверку оказывается всего лишь сном, мечтой, миражом.
14.12.2004, № 18

9-я симфония

После Бетховена никто из композиторов очень долгое время не мог написать свыше девяти симфоний, то есть превзойти бетховенское достижение. Что это — случайность? Любопытная игра цифр — или нечто большее?
07.12.2004, № 17

Любите ли вы Брамса?

«Должен сказать тебе, что мне в голову пришла счастливая идея написать концерт для солирующих скрипки и виолончели», писал Брамс Кларе Шуман в 1887 году. И действительно, в том же году Брамс пишет Двойной концерт, сочинение в уникальном жанре, примеры применения которого можно буквально пересчитать по пальцам.
30.11.2004, № 16

Хорошие новости

Сайт SibeliusMusic.com — своего рода большое сетевое нотное издательство, на котором в настоящее время хранится более 36 000 партитур музыки разных жанров и направлений, в том числе — академической. Cочинение нашего соотечественника, молодого композитора Андрея Рубцова, ныне там заняло первую строчку в общем голосовании.
23.11.2004, № 15

Who am I here

Нет сильнее наркотика, чем ощущать собственную профессиональную состоятельность и способность принести пользу, точно понимать, что и как ты можешь сделать для того, чтобы выиграть командный зачет. Более того, хорошо знать и за что браться не следует, по крайней мере — не сейчас. И уж абсолютный бонус — чувствовать, что и в личном зачете ты не аутсайдер.
16.11.2004, № 14

Словарь музыкальных терминов

Не все знают, что значительная часть современного жаргона изначально была музыкальным сленгом. Сегодняшний выпуск посвящен перечислению тех слов, о которых доподлинно известно, что они — музыкального происхождения.
09.11.2004, № 13

Требуется посредник

Лучший вариант для тех, кто хочет продавать свои диски через интернет — это продажи с помощью сайта специальной компании. Многие российские музыканты, может быть, даже не слышали о такой возможности, но среди западных независимых исполнителей она исключительно популярна и на этой ниве подвизаются несколько крупных компаний.
02.11.2004, № 12

В городском саду играет…

Большое искусство талантливых артистов, вне всякого сомнения, нуждается в маленьком искусстве талантливых организаторов. Но чем дальше, тем меньше сквозь концертные афиши видны такие организаторы. Напротив, складывается впечатление, что концертами занимаются люди, напрочь лишенные и вкуса, и чувства стиля, а на самом деле просто не увлекающиеся художественной стороной дела.
26.10.2004, № 11

Работа не волк

Трудно ожидать, что музыкант из, допустим, Новосибирска предпримет путешествие в Москву или Питер, да вообще в любую точку дальше двухсот километров от места постоянного проживания ради единичного рядового приработка. Во всяком случае, экономическая эффективность подобной акции вызывает серьезные сомнения. Одновременно с этим, поиск постоянной работы в другом городе сегодня уже не выглядит столь комично.
19.10.2004, № 10

Машина времени

Читая записи в нотах, постепенно начинаешь понимать, насколько ничего не изменилось за все это время. Меняются времена, люди в оркестре меняются, певцы, дирижеры — но все-таки что-то остается. Что-то помимо времени и людей.
12.10.2004, № 9

Кто нас разбудит?

Утреннее радио-шоу — это что-то вроде окна. Обидно проснуться утром и не иметь возможности посмотреть в окно, чтобы узнать, какая на улице погода. С радио такая же история — только это окно другого типа.
05.10.2004, № 8

Научите меня жить

Страна, провозгласившая принципы коллективизма основополагающими, демонстрирует в игре своих оркестров полное непонимание друг другом людей, делающих одно дело, удивительное непонимание общей цели. В итоге мы часто видим не коллектив, а собрание более или менее интересных индивидуальностей. Напротив, представители мира индивидуализма, мира волчьих законов, демонстрируют редчайшее единение, общность цели и сливаются в удивительные коллективы, воодушевленные едиными задачами.
28.09.2004, № 7

Не о любви

У каждого из нас есть мелодии, которые связывают нас с тем или иным временем. Такие ассоциации почти невозможно уничтожить. Бывает, пройдут годы, но внезапно налетевший осенний запах, случайно подслушанная гармония разбудит в памяти что-то, что, вроде бы, было забыто и ушло навсегда.
21.09.2004, № 6

Музыка народная

Какую же музыку имел в виду М. И. Глинка, несколько иронически заметив, что ее «создает народ, а мы, композиторы, только аранжируем»? Наследниками каких национальных музыкальных традиций считали себя члены той же «Могучей кучки»?
14.09.2004, № 5

Сделайте мне красиво!

Еще совсем недавно русскоязычных сайтов об академической музыке не существовало вовсе. Затем, в течение довольно длительного периода, их было настолько мало, что создатели практических всех российских академических музыкальных сайтов знали друг друга в лицо. Сейчас этот дефицит преодолен. И все же до сих пор есть несколько идей, которые буквально носятся в воздухе и ждут, пока кто-нибудь воплотит их в жизнь.
07.09.2004, № 4

Lacrimosa dies illa

Многие из тех, кто читает «Обертоны», не ждут высказываний «на злобу дня». И, вероятно, многие сочтут сегодняшний выпуск «пустым».
31.08.2004, № 3

Есть ли у исполнителей авторские права?

В большинстве случаев, размещение записей российских музыкантов в Интернете если и нарушает чьи-либо права, то это права того или иного лейбла, но никак не музыканта. Музыкант не теряет при этом ни копейки и не терпит никакого морального ущерба.
24.08.2004, № 2

Новая «Шехерезада»

Мастерство звукорежиссеров вызывает благодарность. Уровень игры оркестра Мариинского театра и мастерство его блестящих солистов, среди которых нельзя не выделить замечательного скрипача Сергея Левитина, вызывают восторг. Мастерство и талант Валерия Гергиева вызывают преклонение. Все вместе, в сочетании с невероятно искренней и красивой музыкой Римского-Корсакова и тем, с какой любовью и с каким вдохновением сыграна каждая ее нота, дает ошеломляющий по силе воздействия результат.
17.08.2004, № 1

Пролог

Люди имеют право узнать о той гармонии и той красоте, которые заключены во множестве великих музыкальных произведений. Музыка, если, конечно, это Настоящая Музыка, может не только ласкать слух, но и проникать в душу, к сердцу, затрагивать, а возможно и открывать заново все лучшее, что есть в человеке.

ИнфоМеню



ИнфоФонд

Читайте также

Кое-что об индийских богах и индийских снах

Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном

Из жизни Абсурдистана: о запрете Бхагавадгиты и другие весёлые штучки

Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном

Правды, судьбы и блуждание в трёх соснах

Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном

О вере, о «священном» и его дебрях

Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном

© 2004—2023 Союз «ЕЖЕ»
about EZHE  |  карта сайта   
идея и координация
Александр Малюков

программирование
Дмитрий Леонов

дизайн
Владимир Липка

хостинг
PHPClub.ru