|
Субботний блик науки № 23
Венера марсианская
|
После сборки установки на верстаке окажутся лишние детали.
Закон Клипштейна |
В комплект замысловатой автоматической газонокосилки, что приобрел мой сосед, по загадочной причине входит очень много запчастей. Слишком много.
Где эти железки складировать? сокрушается не любящий лишний мусор сосед. Лучше я их выкину. Авось, эта самая газонокосилка никогда не сломается.
Что тут можно сказать? Это не рациональный поступок. Исследователи космоса так не делают. Куда лучше собрать из запчастей дополнительную газонокосилку. Тем более, что их, частей этих, похоже, хватит. Так верно. Так поступают настоящие исследователи космоса.
Записки на манжетах Атмосферу Венеры открыл Ломоносов, наблюдая прохождение планеты по диску Солнца. В прошлый раз это астрономическое чудо случилось в 1882 году, следующее аналогичное прохождение Венера, для наблюдателей с Земли, совершит в 2012 году.
Вот на складах Европейского Космического Агентства, силой реактивного движения отправившего пару космических аппаратов исследовать Марс («Марс-Экспресс») и комету Чурюмова-Герасименко («Розетта»), завалялось некоторое количество запасных частей от этих самых газонокоси
космических аппаратов. Что можно сделать с запасными частями, раз сами устройства, для которых эти части готовились, уже бороздят просторы космического пространства? Правильно! Надо эти детальки собрать, добавить немного недостающих, заправить топливом, и получится новый аппарат «Венус-Экспресс», вполне пригодный для исследования планеты Венера, а названный так потому, что большинство научного оборудования запасные части от «Марс-Экспресса» (от «Розетты» почти ничего не осталось).
Венера не менее загадочна, чем, к примеру, Марс, информацию о котором сейчас собирают все, кто только может достать эту красную планету. Этот облачный мир, по логике образовавшийся аналогичным другим планетам образом, и по размеру близкий к Земле, совсем на эту Землю не похож. Начнем с того, что Венера самая горячая планета Солнечной системы (а не Меркурий, как можно подумать): удивительные венерианские облака задерживают солнечное тепло, создавая «парниковый эффект» страшной силы температура на поверхности где-то около 460 °C (достаточно, чтобы плавить свинец). Но мало быть самой горячей, Венера еще и вращается вокруг своей оси в обратную, относительно других планет, сторону и делает это фантастически медленно (один оборот вокруг своей оси планета совершает за 243 земных дня, и это длиннее «венерианского года», длящегося 225 земных дней). В атмосфере Венеры непрерывно свирепствуют ураганы. Венерианское магнитное поле аномально слабое. Поверхность планеты всегда скрыта облаками и никто ее толком не видел. В общем, совсем странное небесное тело. Вполне себе привлекательный кусочек для исследования с помощью «Венус-Экспресса».
До сего момента Венеру так или иначе изучали многие аппараты, среди которых и масштабная серия советских зондов «Венера» (включавшая, между прочим, первый в истории человечества спускаемый аппарат, совершивший автоматическую посадку на чужую планету). Однако с 12 февраля 1961 года, когда стартовала «Венера-1», технологии продвинулись вперед, и «Венус-Экспресс», который с Байконура выведут в космос наследники тех самых ракет-носителей, что отправляли советские «Венеры», должен собрать несопоставимо больший объем информации о второй планете солнечной системы. Тем более, что проект, послуживший основным «донором» оборудования «Марс-Экспресс», пока весьма успешен.
Опять же и запасные части не пришлось выкидывать, и склады освобождаются. Конечно, на самом деле так и было задумано: «Марс-Экспресс», «Розетта» и «Венус-Экспресс» части одного масштабного проекта. У аппаратов много общего, что позволяет снизить стоимость разработки каждого, экономя скудный бюджет, которого в свое время не хватило «Биглю-2» (или там чего другого не хватило?). Правда, даже будучи собранным из последних крошек и кусочков пикника, «Венус-Экспресс», а его монтаж закончился буквально на днях, тянет в денежном плане более чем на двести миллионов евро. В плане же весовом это тысяча двести семьдесят килограммов, включающих пятьсот семьдесят кило топлива и девяносто пять научной аппаратуры.
Аппарат должен провести на венерианской орбите по крайней мере пятьсот земных суток. Все это время исследовательское оборудование, во многом аналогичное «Марс-Экспрессу», но включающее и несколько специально для Венеры созданных приборов, будет прилежно изучать атмосферу, магнитное поле, а в некотором приближении и поверхность планеты.
Несомненно, коли «Венус-Экспресс» долетит до места и выполнит свои задачи, вторая планета нашей системы станет еще более загадочной. Да, да. Ведь ясно же, что это вам не Марс, и собранные данные наверняка поставят исследователей перед необходимостью совершенно пересмотреть свои взгляды на Венерину природу.
Но будет это все не ранее, чем «Венус-Экспресс», собственно, стартует. Случится это (у нас ведь колонка «футурологическая», как и было обещано) в октябре-ноябре будущего, 2005-го, года, если по плану. Поэтому пока ждем. Мой сосед, занимающий дачный домик неподалеку, как раз успеет поломать свою газонокосилку.
Так-то, а вы говорите Меркурий.
02.10.2004
Теги: Венера
космические аппараты
|
Ваш отзыв автору
|